Категория: Педагогический потенциал
Актуализация задач методической службы профессиональных образовательных учреждений
Методическая деятельность в сфере профессионально образования стала рассматриваться как специфическая по отношению к деятельности педагогов и управленцев сравнительно недавно. Ее основные виды сформировались еще в начале 20 века- это технологическая, контролирующая, организационная и педагогическая (2). Ретроспективный анализ позволяет определить, что в определенные исторические периоды одно из направлений занимало ведущую роль. В начале и середине века на первое место выходит технологическая функция, когда возникла необходимость распространения педагогического опыта великих педагогов-новаторов того времени (Ш.А. Амонашвили, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкого). В послевоенные годы ключевым направлением методической деятельности становилось педагогическое. Оно направлено на обеспечение профессионального роста молодых педагогов, заменивших учителей, ушедших на фронт (2).
Современное общество предъявляет разнообразные требования к системе профессионального образования. С одной стороны, требования инновационной экономики по подготовке грамотных и мобильных кадров для профессиональной деятельности, они закрепляются в актуализированных ФГОС и ФГОС из перечня 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.
С другой стороны, Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н) расширяет и закрепляет нормативно вызовы инновационного общества к педагогу.
Вместе с тем, в самой системе среднего профессионального образования отмечаются проблемы, требующие качественного обновления целей и содержания методической службы образовательной организации. Это и дефицит кадров по специальным дисциплинам, и недостаточный уровень материального обеспечения, отвечающего требованиям современной экономики, и достаточно низкий уровень знаний абитуриентов. Традиционная деятельность методической службы должна выйти на рамки технологической, педагогической, организационной и контролирующей функций, но, в то же время, и они должны быть пересмотрены в соответствии с запросами общества.
Дефицит преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, имеющих достаточный практический и педагогический опыт, а так же владеющих современными образовательными технологиями, определяет значимость задачи методической службы по организационно-педагогическому сопровождению деятельности педагогических работников. Возможными путями реализации этой задачи являются организация системы непрерывного обучения педагогов, либо организация опорной методической площадки. В ходе системной работы могут быть решены вопросы по диагностике информационных и методических потребностей педагогических работников, информационному и педагогическому просвещению, обобщению и трансляции педагогического опыта.
Но в данном направлении невозможно ограничиться только лишь педагогической и технологической функцией. Необходима работа по методическому сопровождению проектирования и внедрения экспериментально-новаторской деятельности на базе образовательных учреждений (4),а так же работа, способствующая развитию творческой инициативы педагогов, их профессиональному росту.
Вместе с тем, остается актуальной функция мониторинга и оценки качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения учебных программ, которая должна быть тесно связана с функцией организационно-методического сопровождения деятельности педагога, они должны дополнять и содержательно зависеть друг от друга.
Кроме работы с педагогическими работниками, актуальным становится вопрос создания педагогических условий для развития студентов, работа с одаренными детьми. Путями реализации данного запроса может стать организация научно-исследовательских объединений студентов, включение студентов в проектную и научно-исследовательскую деятельность, разработка и адаптация электронных учебно-методических комплексов и дистанционных курсов обучения, выстраивание системы работы подготовки к профессиональным конкурсам и олимпиадам профессионального мастерства, с привлечением преподавателей специальных дисциплин и представителей с реальных производств.
Так же в трудовые функции методиста включается мониторинг требований обучающихся и их родителей к качеству среднего профессионального образования. Соответственно, должна быть разработана система диагностического инструментария получения информации и включение мероприятий по проведению исследований в план работы организации.
Среди сравнительно новых функциональных задач методической службы Профессиональный стандарт предписывает разработку программ и инструментария изучения количественных и качественных потребностей рынка труда в рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена и проведение подобного инструментария. Подобная работа может быть организована в рамках Центра профориентации, профессионального проектирования и трудоустройства.
Таким образом, задачами методической службы на современном этапе развития среднего профессионального образования можно сформулировать следующим образом:
- информационное и научно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников по реализации в образовательном процессе актуальных ФГОС;
- создание системы методической работы, способствующей развитию творческой инициативы педагогов, их профессиональному росту, внедрению инновационных педагогических технологий, повышающих качество обучения;
- мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик;
- создание условий по развитию у студентов общих компетенций в рамках научно-исследовательской и проектной деятельности, работа с талантливой молодежью;
- организация мониторинга требований обучающихся и их родителей к системе СПО;
- организация мониторинга рынка труда и требований инновационной экономики.
Безусловно, функционал методической службы среднего профессионального образования должен отвечать запросам времени, содержание ее работы определяется актуальными нормативными актами и требованиями современной экономики и промышленности.
Список использованной литературы:
- Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н);
- Сергеева Т.Л.. Уварова Н.М., Максимченко Т.В., как создать эффективную методическую службу. — М.:»Интеллект-Центр», 2012. — 80 с.
- Юрьева Г. П., Архипова Ю. С. Организация научно-методического сопровождения педагогического коллектива организации СПО в условиях реализации компетентностной модели образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S3. – С. 106–110.