ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Технологическая карта урока по МДК.03.02 «Теория и методика развития речи у детей»

312
Автор: Подшивалова Е.А., преподаватель ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Педагогические технологии
Наименование

 Профессионального модуля (ПМ), Междисциплинарного курса (МДК)

 

Спец. 44.02.01 Дошкольное образование

ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей

Тема учебного занятия Ознакомление дошкольников с поэзией
Тип учебного занятия  Комбинированное учебное занятие-совокупность различных составляющих: сообщение новых знаний, формирование умений, закрепление полученных знаний и умений
Организационная форма проведения учебного занятия Лекция с элементами беседы; сообщения студентов; творческие задания.
Обучающая цель учебного занятия:

Знает

 

 

 

Понимает

 

 

 

 

Применяет

 

 

—        Значение поэзии в жизни дошкольников.

—        Требования к стихотворениям.

 

—        Методику ознакомления детей с поэтическими произведениями.

 

—        Особенности восприятия и запоминания стихов детьми.

 

—        Интересные методы и приёмы обучения, способствующие быстрому запоминанию и выразительному чтению.

—        Составляет конспект по заучиванию стихотворения.

Развивающая цель учебного занятия 1.      Запоминает и воспроизводит требования к стихотворениям и значение поэзии в жизни дошкольников.

2.      Анализирует особенности восприятия и запоминания стихов детьми.

3.      Отбирает знания для подготовки творческого задания.

4.      Демонстрирует интересные методы и приёмы обучения, способствующие быстрому запоминанию и выразительному чтению.

Воспитывающая цель учебного занятия 1.    Демонстрирует навыки оптимальной организации своей учебной деятельности.

2.    Использует поэтапную проверку и аргументацию результатов своей деятельности.

3.    Демонстрирует навыки работы с учебной литературой.

4.    Демонстрирует активность во время обсуждения.

5.   Проявляет уважительное отношение к мнению других.

6.    Осуществляет поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Методы обучения —     Объяснительно-иллюстративные: обучающиеся получают знания на занятии через вводную лекцию педагога.

—     Репродуктивные: учащиеся применяют полученные в ходе лекции знания при проведении самостоятельной работы.

—     Практические методы: учащиеся применяют полученные в ходе изучения знания в собственной практической работе.

Средства обучения

 

 

—     Словесные: учебники, текст лекции, методические пособия.

—     Визуальные средства: электронная презентация, выставка журналов («Дошкольное образование», «Обруч», газеты «Детский сад») со статьями по теме урока.

—     Технические средства: мультимедийное оборудование.

—     Дидактические средства: наборы карточек со стихотворными текстами, схемы.

—     Контролирующие средства: листы рефлексии обучающихся.

Деятельность педагога и учащихся:
Деятельность педагога:

1. Организационный момент (приветствие, перекличка, цель урока) — 3 минуты.

2. Вводная информация с использованием презентации — 5 минут.

3. Выборочная проверка домашнего задания (значение поэзии в воспитании дошкольников), оценивание результата — 10 минут.

4. Диалог с обучающимися – 5 минут.

 

5. Дальнейший рассказ об особенностях восприятия и запоминания стихотворений детьми.  — 10минут.

 

6. Диалог с обучающимися о мотивации и установке на запоминание стихотворений – 5 минут.

 

7. Выборочная проверка домашнего задания (Требования к стихотворениям), оценивание результата — 10 минут.

8. Методика заучивания стихотворений –  просмотр презентации – 10 минут.

 

 

9. Методы приёмы для лучшего запоминания стихов и формирования выразительности (используется схема)

просмотр презентации — 7 минут.

 

10. Объяснение сущности, целей и задач практической работы; определение творческих групп и распределение заданий— 5 минут.

Разделитесь на подгруппы и продемонстрируйте каждая группа одно стихотворение с использованием разных методов и приёмов.

Экспертная оценка — 15 минут.

 

11. Заключительный этап урока — рефлексия — 5 минут.

Деятельность учащихся:

1. Слуховое и визуальное восприятие и осмысление цели урока — 3 минуты.

 

2. Слуховое и визуальное восприятие и осмысление вводной части урока — 5 минут.

 

3. Отвечают устно (индивидуальный опрос) – 10 минут.

 

 

4.  Участвуют в обсуждении рекомендаций по заучиванию стихов с детьми– 5 минут.

5.Активное слуховое и визуальное восприятие информации лекции, составление конспекта с опорой на слова педагога и данные презентации — 10 минут.

 

6. Делают обоснование по заданным вопросам.
Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия– 5 минут.

7. Делают выводы по каждому из требований— 10 минут.

 

 

8. Презентация, активное слуховое и визуальное восприятие информации — 10 минут.

 

9.  Активное слуховое и визуальное восприятие информации лекции, составление конспекта с опорой на слова педагога и данные презентации — 7 минут.

 

10. Выполняют задания (работа в группах).

Распределение по группам. Фиксация задания в рабочие тетради (с опорой на слайд презентации), уточнение деталей работы — 5 минут.

Самостоятельная практическая работа — 15 минут.

 

 

 

 

11. Заключительный этап урока — рефлексия — 5 минут.

Контроль и оценка учебных достижений обучающихся
Знает:

—        Значение поэзии в жизни дошкольников.

—        Требования к стихотворениям.

Понимает:

—        Методику ознакомления детей с поэтическими произведениями.

—        Особенности восприятия и запоминания стихов детьми.

Применяет:

—        Интересные методы и приёмы обучения, способствующие быстрому запоминанию и выразительному чтению.

—        Составляет конспект по заучиванию стихотворения.

Форма контроля:

опережающее домашнее задание.

Метод контроля:

устный опрос.

Форма контроля:

творческое задание (работа в группах).

Метод контроля:

экспертная оценка.

 

Форма контроля:

творческое задание (работа в группах).

Метод контроля:

экспертное наблюдение.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  1. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.
Технологическая карта урока по МДК.03.02 «Теория и методика развития речи у детей»