Категория: Научно-методическая работа
Разработка учебного занятия по дисциплине «Основы экономики» на тему «Производительность труда»
Дисциплина: Основы экономики
Тема: «Производительность труда»
Цели занятия:
- Образовательные: сформировать представление о понятии «производительность труда», методах ее измерения, показателях производительности труда.
- Развивающие: способствовать развитию критического, творческого мышления у обучающихся, навыков общения, работы в команде.
- Воспитательные: способствовать воспитанию чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения.
Тип занятия: изучение нового учебного материала.
Метод обучения: игровые технологии
Комплексно-методическое обеспечение:
- Раздаточный материал «Производительность труда» (Приложение 1)
- Кроссворд «Трудовые ресурсы предприятия» (Приложение 2)
- Шаблоны
- Ножницы
- Маркеры
- Таймер и секундомер
План учебного занятия:
№ этапа | Содержательно-смысловые блоки | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Ожидаемый результат |
1 | Организационный этап.
5 мин. |
Приветствие, разделение учащихся на три команды, сообщение темы занятия | Сдача рапорта, делятся на три команды | Обучающиеся готовы к занятию |
2 | Актуализация знаний
20 мин. |
Фронтальный опрос, кроссворд | Устно отвечают на вопросы, коллективно разгадывают кроссворд | Правильные ответы на вопросы, решение кроссворда |
3 | Изучение нового материала
55 мин. |
Объяснение нового учебного материала, проведение игры, подведение итогов игры | Заполняют листы рабочей тетради, участвуют в игре, делают выводы | Обучающиеся усвоили новый материал |
4 | Подведение итогов, рефлексия
10 мин. |
Рефлексия, выдача домашнего задания | Делятся впечатлениями, задают вопросы, записывают домашнее задание |
Вопросы для фронтального опроса по предыдущим темам
- Определение понятия «трудовые ресурсы»
- Персонал – это…
- Персонал делится на 2 группы…
- К непроизводственному персоналу относятся…
- К промышленно-производственному персоналу относятся…
- Назовите категории промышленно-производственного персонала
- Кто относится к основным рабочим?
- Кто относится к вспомогательным рабочим?
- Дайте определение понятию «нормирование труда»
- Какие нормы, необходимые для организации труда вы знаете?
- Норма времени – это…
- Норма выработки – это…
- Назовите методы изучения затрат рабочего времени
- Дайте определение понятию «хронометраж»
- Дайте определение понятию «фотография рабочего дня»
Задание для всех учащихся
Выбери лишнее:
- Персонал, кадры, трудовые ресурсы предприятия, рабочие.
- Механик, технолог, слесарь, экономист, инженер.
- Норма выработки, норма переработки, норма времени, норма обслуживания.
- Рабочие, специалисты, руководители, аппаратчики, служащие.
Конспект лекции
Производительность труда – основной показатель эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии.
Производительность труда определяется количеством продукции, вырабатываемой одним работником за единицу времени, или количеством рабочего времени, затраченного на производство единицы продукции.
В связи с этим выделяют два основных показателя производительности труда:
- Количество продукции, произведенное в единицу рабочего времени, называется выработка.
Выработка может рассчитываться как в натуральных показателях (шт, т, м), так и в денежном выражении(рабочий изготавливает 5 деталей в час, бригада штукатуров красит 200 квадратных метров площади за смену).
Расчет выработки производится либо как отношение объема выпущенной продукции (ВП) к среднесписочной численности работников (Ч), либо как отношение объема выпущенной продукции (ВП) к затратам рабочего времени на производство этой продукции (Т).
В = ВП / Ч – узнаем, какой объем продукции приходится в среднем на одного работника за определенный период (день, месяц, год)
В = ВП / Т – узнаем, какой объем продукции производится за одну рабочую единицу времени (час, день) всеми рабочими.
- Трудоемкость – показывает, сколько рабочего времени затрачено на производство единицы продукции.
Трудоемкость рассчитывается как отношение затрат рабочего времени на производство всей продукции (Т) к объему выпущенной продукции (ВП).
Тр = Т / ВП, человеко-час
Показатель выработки является прямым показателем производительности труда: чем выше выработка, тем выше производительность труда. Трудоемкость – показатель, обратный выработке, поэтому чем ниже трудоемкость, тем выше производительность труда.
Важнейшей задачей любого предприятия является повышение производительности труда. Факторы роста производительности труда:
- Повышение технического уровня производства
- Механизация и автоматизация производства
- Внедрение новых технологических процессов
- Повышение качества сырья
- Улучшение организации производства и труда
- Упрощение структуры управления
- Повышение уровня специализации и квалификации работников
- Мотивация труда
- Структурные изменения в производстве
- Изменение трудоемкости
- Изменение доли отдельных видов продукции
- Изменение внешних условий
Ход игры
Для трудовой деятельности создается 3 команды с неравным количеством участников. Каждая команда является представителем отдельного предприятия, имеющего своё фирменное название (команды сами выбирают себе название). На всех предприятиях производится одинаковая продукция: производство «машинок» по установленному стандарту. Эталон готового изделия имеет вид: вырезанная из бумаги машинка, равномерно раскрашенная цветным маркером. Практическая часть выполняется в 3 тура.
Первый тур. Даётся задание первого тура: за 2 минуты изготовить максимальное количество по указанному эталону. После команды “стоп” идет подсчет готовой продукции и данные заносятся в таблицу. Далее перед командами ставится проблема: как рассчитать производительность труда и оценить работу каждой команды?
Учащимся предлагается самостоятельно рассчитать производительность и занести данные в таблицу:
Название фирмы | Количество
работников |
Количество
продукции |
Производительность труда |
Второй тур. Результаты работы можно оценивать не только количеством готовой продукции, но и количеством затраченного времени. В этом случае задается производственная программа. Во втором туре команды получают следующее задание: каждая фирма должна изготовить 10 изделий, при этом зафиксировать по времени начало и окончание работы. Показатели занести в таблицу. Перед учащимися снова ставится проблема: как определить результат труда по затраченному времени. В ходе коллективных обсуждений выводится показатель, который называется трудоемкость. Это время, затраченное на производство единицы продукции.
Учащиеся рассчитывают показатель трудоёмкости и заносят данные в таблицу.
Название фирмы | Количество продукции | Время работы | Трудоёмкость |
Третий тур. Задачей любого предприятия является не только определение показателей производительности труда, но и постоянное улучшение достигнутых результатов. В 3-м туре предлагается изменить условия работы для того, чтобы учащиеся смогли сравнить изменения результатов и сформулировать факторы, влияющие на повышение их производительности. Условия меняются индивидуально для каждой команды:
1 команда: выдаются вырезанные шаблоны готовых изделий.
2 команда: выдаются дополнительные орудия труда – ножницы.
3 команда: условия остаются прежними.
Результаты работы снова заносятся в таблицу.
Название
фирмы |
Первоначальная
производительность |
Изменённая
производительность |
Прирост
производительности |
Показатели должны измениться в сторону увеличения. Команды анализирует причины изменений и определяют фактор, повлиявший на позитивные изменения (оснащенность трудового процесса орудиями труда и механизмами, повышение квалификации персонала).
Критерии оценки
За каждый индивидуальный верный ответ студент получает 1 жетон.
За каждую командную победу участники всей команды получают по 1 жетону.
0 жетонов «неудовлетворительно»
1 – 2 жетона «удовлетворительно»
3 – 4 жетона «хорошо»
5 и более жетонов «отлично»
Производительность труда
Производительность труда – основной показатель эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии.
Производительность труда определяется количеством продукции, вырабатываемой одним работником за единицу времени, или количеством рабочего времени, затраченного на производство единицы продукции.
Показатели производительности труда:
- ________________ — количество продукции, произведенное в единицу рабочего времени, называется.
В = ВП / Ч – узнаем, какой объем продукции приходится в среднем на одного работника за определенный период (день, месяц, год)
В = ВП / Т – узнаем, какой объем продукции производится за одну рабочую единицу времени (час, день) всеми рабочими.
ВП – объем выпущенной продукции
Ч – среднесписочная численность работников
Т – время, затраченное на производство данной продукции
Выработку можно рассчитать как в ____________________, так и в денежном выражении.
- ________________ – показывает, сколько рабочего времени затрачено на производство единицы продукции.
Тр = Т / ВП, человеко-час
Чем выше выработка, тем _________ производительность труда, чем __________ трудоемкость, тем выше производительность труда.
Факторы роста производительности труда:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 1
Решение задач.
Задача 1. На машиностроительном заводе произведено 1000 шестеренок. При этом на производство одной шестеренки у рабочих уходило 4 часа. Требуется рассчитать производительность труда рабочих.
Задача 2. Выпуск изделия составляет 2 500 тыс. руб. за год. Численность работающих на производстве – 141 чел. Определить выработку по данному изделию.
Задача 3. В отчётном году объём валовой продукции составил 750 млн.руб, среднесписочная численность работников — 200чел. В планируемом году объём валовой продукции предусматривается в сумме 810 млн. руб, производительность труда на одного работника должна возрасти на 7% против отчетного года. Определить: численность работников в планируемом году.
Контрольные вопросы
- Дайте понятие производительности труда.
- Назовите показатели, характеризующие производительность труда.
- Дайте понятие показателям выработки и трудоемкости.
Кроссворд «Трудовые ресурсы предприятия»
По горизонтали:
- Человек, который руководит производственными участками и бригадами рабочих.
- Совокупность работников предприятия.
- Изучение организации труда на рабочем месте и установление на ее основе норм времени и выработки.
- Категория работников, занятых руководством производственным процессом.
По вертикали:
- Специалист, обладающий знаниями о способах производства той или иной продукции.
- Рабочий, осуществляющий обслуживание, ремонт, сборку, наладку производственного оборудования.
- Метод изучения затрат рабочего времени путем наблюдения за повторяющимися операциями или их отдельными элементами.
- Категория работников, выполняющих экономические, инженерные, технические работы.
Приложение 2
Эталон кроссворда
Список литературы
- Экономика организации : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. П. Котерова. – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.
- Экономика организации (предприятия) : учебник / В. Д. Грибов, В.П. Грузинов, В. А. Кузьменко. – 10-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2016. – 416 с. – (Среднее профессиональное образование).