Категория: Воспитательная работа
Виртуальная экскурсия в Арктику
Задачи: уточнить и расширить представления детей о природных условиях Арктики, ее обитателях (морж, тюлень, песец, белый медведь), их приспособленности к суровым климатическим условиям.
Развивать логическое мышление, воображение, способность выдвигать гипотезы, сравнивать их с фактами, анализировать, делать выводы.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность, бережное отношение к окружающему миру.
Средства: мультимедийное оборудование, коробка, глобус, презентация со слайдами, тазик с водой, крем, влажные салфетки, 2 стакана с землей, 1 стакан с водой на каждого ребенка, палочки, снежинки, указка.
Способы: мотивация, загадка, беседа, виртуальная экскурсия, использование ИКТ, интерактивная дидактическая игра «Кто я? Угадай!», рассказы детей, исследовательская деятельность, Триз игра «Теремок», физкультминутка, рефлексия.
Активизация словаря: Северный полюс, Южный полюс, полярная ночь и день, белый медведь, морж, тюлень, песец, вечная мерзлота, айсберг, Арктика.
Предварительная работа: прослушивание аудиозаписи «Где-то на белом свете…», просмотр мультфильма «Умка», чтение художественной литературы (В. Катаев «Цветик – семицветик», Г- Х. Андерсен «Снежная королева», А.Рогожин «Северные мотивы», Н.Сладков «Полярной ночью», «Во льдах»), энциклопедической литературы по теме, загадывание загадок о животных Севера, опыт «Превращение воды в лёд», беседа «Животные севера», рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, составление рассказов о северных животных, дидактические игры «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Кто как передвигается?», «Кто я, угадай!»
ХОД НОД
(дети сидят на стульях полукругом напротив экрана )
На столе у воспитателя коробка.
Воспитатель: ребята, вы хотите узнать, что находится в коробке?
Дети: да
Воспитатель: узнать, что в ней лежит, можно, отгадав загадку:
На нём уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь — в руках унесёшь (глобус).
— Что такое глобус? – демонстрирую глобус
Дети: Глобус – это модель Земли, уменьшенная во много, много раз.
Воспитатель: Что есть на глобусе?
Дети: два полюса: Северный и Южный.
(предложить найти их на глобусе).
Воспитатель:если глобус развернуть, то получится карта нашей земли (2слайд). Предлагаю рассмотреть карту:
— Какого цвета больше всего на карте?
Дети: синего.
Воспитатель: Что изображается синим цветом?
Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: что изображается коричневым цветом?
Дети: горы
Воспитатель: что изображено жёлтым цветом?
Дети: возвышенности
Воспитатель: зелёным цветом?
Дети: равнины.
— На карте есть ещё территории белого цвета. Что обозначают белым цветом?
Дети: снег, лед.
Воспитатель: Как называется территория, покрытая льдами, на Севере?
Дети: Арктика.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли в Арктике жизнь?
Чтобы это узнать, я предлагаю отправиться туда на экскурсию. Я буду вашим экскурсоводом. Мы совершим экскурсию, не выходя из этого зала, потому что экскурсия будет не простая, а виртуальная. Мы с вами окажемся на северном полюсе.
Вот мы и в Арктике. (3слайд) звучит музыка
Воспитатель: дети, расскажите, что вы видите вокруг?
Дети: кругом лежит снег. Здесь бушует пурга, дуют холодные ветры, здесь очень холодно.
В: Какой океан раскинулся перед нами?(4слайд )
Дети: Северный Ледовитый океан.
Воспитатель: почему его так назвали?
Дети: потому что находится на севере, покрыт льдом.
Воспитатель: Обратите внимание на северное сияние. Какая красота! (5 слайд).
Почему в Арктике темно?
Дети: В Арктике зимой полярная ночь.
Воспитатель: Несколько месяцев длится ночь и стоит жуткий мороз.
Летом в Арктике — Полярный день. Несколько месяцев длится день. Лето здесь холодное и пролетает очень быстро.
(6слайд)
Летом почва покрывается цветущим ковром. Местность превращается в непроходимое болото.
Это происходит потому, что за длинную, холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только верхний слой и вода не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Её ещё называют вечная мерзлота. (7слайд). Чтобы узнать, что такое вечная мерзлота, я приглашаю вас в научную лабораторию для проведения эксперимента (дети подходят к столам)( слайд 8)
Возьмем два стакана, наполненные землей.
– Как вы думаете, что произойдёт, если мы выльем в каждый стакан немного воды? (вода впитается в землю)
Давайте проверим.
( проведение опыта детьми)
Вывод: в одном стакане вода впиталась, а в другом нет.
– Почему же вода осталась на поверхности?
– Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же?
(ответы детей)
В: это лед. Я специально заморозила землю, чтобы вам было понятнее, что такое вечная мерзлота.
Если мы с вами сейчас возьмём палочку и воткнём её в стакан с землей, где вода впиталась, как вы думаете, что произойдет?
(ответы детей)
А если мы попытаемся проткнуть землю во втором стакане?
(Ответы детей)
Давайте проверим.
Проведение опыта детьми.
Вывод: в первом стакане мы не обнаружили никакой преграды, палочка спокойно вошла в землю. А во втором стакане палочка не вошла в землю, мешал лед.
Сейчас мы отдохнем, я приглашаю вас на физкультминутку. (физкультминутка под песню «Где-то на белом свете» 1 куплет) ( слайд 9)
Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию по Арктике (дети садятся на стулья).
Посмотрите, какие огромные ледники, – это айсберги плавают в океане
(10 слайд). Они очень опасны для кораблей, потому что большая часть их находится под водой.
Воспитатель: Как вы думаете, в Арктике живут люди? (ответы детей)
Воспитатель. Люди на полюсе постоянно не живут, но здесь есть научные станции, где работают ученые ( слайд 11) они изучают климат (слайд 12) , жизнь животных (слайд 13)
Несмотря на суровые условия, здесь кипит полнокровная жизнь.
Ребята, смотрите, смотрите, кто это плывет? ( слайд 14)
Дети: тюлень.
Воспитатель: расскажите, что вы знаете о тюлене?
ребенок: питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют – бельки.
Воспитатель: Ребята, перед нами настоящий гигант Арктики. Узнали, кто это? ( слайд 15)
Дети: это морж.
Воспитатель: расскажите, что вы знаете о морже?
(рассказы детей).
Дети: морж – настоящий гигант Арктики. Тело покрыто кожей без волосяного покрова. На морде есть усы, с помощью которых они отыскивают питание на морском дне, у него острые клыки. Клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое, с помощью клыков удерживается на льдинах, цепляясь как крючками, защищается от белых медведей.
Воспитатель: Почему морж толстый?
Дети: толстый подкожный жир, который его греет.
Воспитатель: ребята, посмотрите, какой красивый зверь! Интересно, как он называется? (слайд 16)
Дети: это песец.
Воспитатель: что вы про него знаете?
(рассказы детей)
Дети: Песец очень похожий на лисицу. Мех животного защищает от холода. В зависимости от сезона песцы меняют окраску. Летом у них темно-бурый окрас, зимой белый. Питается грызунами и птицами, подбирает остатки рыбы и мяса тюленей.
Воспитатель: обратите внимание, этот зверь настоящий хозяин Арктики. ( слайд 17)
Расскажите, что вы знаете про белого медведя?
( рассказы детей).
Дети: Белые медведи – отличные пловцы, легко ныряют, хорошо плавают, их можно увидеть далеко от берега. Питаются белые медведи рыбой, тюленями, моржами. Белые медведи – хищники. Они строят себе берлогу из снега: мать-медведица очень заботливая мать, кормит детенышей молоком и согревает теплом. Пальцы на его лапах соединены мембраной, поэтому он хорошо плавает, а ступни покрыты шерстью, поэтому он не скользит по льду.
Белые медведи занесены в Красную книгу, охота на них запрещена.
Воспитатель: Посмотрите, многие животные Арктики имеют белый окрас шерсти. Почему?(легко охотиться и прятаться).
Как вы думаете, что же помогает выжить этим животным в таких суровых условиях?) (теплая шерсть, толстый подкожный слой жира).
Интерактивная дидактическая игра «Кто я? Угадай!»
Детям необходимо узнать животных по одной из частей тела. Например, ребенок узнал тюленя по ластам, объясняет, почему он так думает. Ответ проверяется на экране.
Воспитатель: хотите узнать, почему белый медведь даже в сильный мороз не покрывается льдом, когда вылезает из воды? — Чтобы понять ответ, я приглашаю вас пройти в научную лабораторию и провести исследование: (слайд лаборатория 18)
(дети подходят к столам)
Воспитатель: если в емкость с водой вы опустите руку и тут же вынете ее. Как вы думаете, что произойдет с рукой.
Дети: станет мокрой.
Воспитатель: давайте проверим (проведение опыта)
Воспитатель: И если бы сейчас ударил мороз, что бы стало с водой?
Дети: замерзла бы, превратилась бы в корочку льда. Вытрите руки салфеткой.
Воспитатель: если смазать руки жиром и снова опустите их в воду, что произойдет?
(ответы детей)
(проведение опыта)
смажьте руки жирным кремом. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?
Дети. Вода не покрывает руку, она собралась в капельки, которые скатываются с руки.
Воспитатель. Попробуйте встряхнуть руку. Что случилось с каплями воды?
Дети. Они слетели с руки.
Воспитатель. Значит, если в сильный мороз на руке воды не будет.
Дети …нечему будет превращаться в лед.
Вывод: жир не пропускает воду.
Вот и шерсть белого медведя покрыта слоем жира, который не позволяет животному обледенеть.
(дети садятся на стулья)
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается. Вашему вниманию предлагается
ТРИЗ игра «Теремок». (слайд Теремок 19)
Автор: Стоит на льдине теремок, он ни низок, ни высок. Ползет по льдине Морж, видит, стоит теремок, поселился в нем. Подплывает к льдине Тюлень, стучит.
Тюлень: Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Морж: Это я – Морж. А ты кто?
Тюлень: А я Тюлень, пусти меня к себе жить.
Морж: Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.
Тюлень: У меня, как и у тебя, есть ласты.
Морж: заходи.
Стали они жить вдвоем. Подплывает к льдине Белый медведь, стучит.
Белый медведь: — Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Я – Морж. Я тюлень.
А ты кто? А я Белый медведь, пустите меня к себе жить.
Пустим, если ты скажешь, чем ты на нас похож.
Белый медведь: я, как и вы, питаюсь рыбой
Морж и тюлень: еще чем ты на нас похож?
Белый медведь: у меня, как и у вас, есть толстый подкожный слой жира, который согревает меня в мороз.
Стали они жить втроем. Подплыла льдина к берегу. Мимо пробегал песец. Увидел теремок, стучит.
Песец: Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Я – Морж. Я тюлень. Я белый медведь.
А ты кто?
Песец: А я Песец, пустите меня к себе жить.
Пустим, если ты скажешь, чем ты на нас похож.
Песец: Я, как и вы, живу в Арктике.
Звери: чем ты от нас отличаешься?
Песец: в отличие от вас, я меняю свою шубку: зимой я белый, а летом темно-бурый.
Звери: еще чем?
Песец: я не умею плавать, как вы.
Звери: заходи.
Стали они жить вчетвером, жить поживать и добра наживать.
Воспитатель: вот и закончилась наша экскурсия по Арктике. ( слайд 20)
Понравилось вам экскурсия?
Чего бы вы не узнали об Арктике, если бы не побывали сегодня на экскурсии?
Подумайте, куда бы вы хотели отправиться на экскурсию в следующий раз?
Рефлексия. Ребята, какое у вас сейчас настроение после экскурсии?
Метель намела много снежинок. Возьмите снежинку, которая соответствует сейчас вашему настроению и покажите.
Воспитатель: мне сегодня было очень приятно с вами работать.
Вы настоящие друзья и помощники.
Литература:
- 1. Арктическая энциклопедия: в 2-х томах — М.: Издательство «Паулсен», 2017. Т.1 — 688 с. Т.2 — 664 с.:
- 2. Баранова Э.А.Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М., ТЦ Сфера, 2005.
- 3. Дружкова О. :Тысяча веселых загадок для детей. — М.: АСТ, 2003, 382с.
4.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 128 с.
- 5. Интернет источники.