Категория: Научно-методическая работа
Знатоки природы
Цель: закрепить представления детей о весне. Увлечь детей участием в командной деятельности. Упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным). Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, желание охранять и оказывать ей посильную помощь.
Средства: проектор, экран, ноутбук, фишки, черный ящик, пазлы, фломастеры, мольберт, бумага.
(на экране заставка-весна)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Уважаемые взрослые нашего детского сада.
Добро пожаловать на игру «Знатоки природы». Встречайте наших знатоков (команды входят под торжественную музыку, садятся за столы)
В игре участвуют 2 команды: давайте с ними познакомимся.
(знакомство и приветствие команд).
Наша игра посвящена самому чудесному времени года. Какому? Вы узнаете, отгадав загадку:
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу …
— весна —
Наша игра посвящена весне.
Ведущий: Уважаемые знатоки, я познакомлю вас с правилами игры:
Командам по очереди я буду задавать вопросы. Команда совещается и кто-то один отвечает. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Во время игры выкрикивать и подсказывать нельзя.
Жюри поможет оценить ваши ответы (представить жюри).
Ведущий: Какая игра без разминки.
Конкурс 1. Разминка.
Вопросы для 1 команды
1.Как называются цветы, которые первыми появляются после снега?(подснежники)
2. Какие животные просыпаются весной?(медведь, еж)
3. Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые комочки?(верба)
4.Как называется природное явление «таяние сосулек» ?(капель)
5. Какая птица раньше всех возвращается из теплых стран?(грач)
Вопросы для 2 команды
1.Какой из месяцев является серединой весны?
2.Какой цвет больше соответствует весне?
3.На каком дереве весной вырастают длинные серёжки?
4.Почему в народе говорят: « Весна да осень – на дню погод восемь?» (весной очень переменчивая погода)
- Какой снег быстрее тает – грязный или чистый? (грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее).
Ведущий: Хорошо вы отвечали и нисколько не скучали!
2 конкурс «Путаница».
Художник нарисовал много картин про весну. Пока рисовал, все перепутал. Ваша задача назвать, что перепутал художник?» (картинки на экране).
3 конкурс «Переговори соперника».
Командам говорю по 2 слова. Нужно как можно больше подобрать определений к этому слову.
1 команда
Весна (теплая, холодная, долгожданная, красная, красивая, цветущая, зеленая…)
Солнце (весеннее, теплое, лучистое, желтое, ласковое, круглое, яркое…)
2 команда
Капель ( первая, весенняя, веселая, звонкая…)
Подснежник (первый, красивый, цветущий, белый, весенний …)
Игра с болельщиками.
1.В какое время года на деревьях распускаются листочки?
2.Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?
- Что весной делает медведь? (просыпается)
4.Кто весной их зверей меняет шубку? (Белка, заяц)
5.Как назвать птиц, которые прилетают к нам весной?
(перелетные)
- Назовите перелетных птиц.
- Что начинают делать птицы, когда прилетают из теплых стран?
8.Из чего птицы делают гнезда.
9.Назовите весенние месяцы?
10.Время года, когда просыпается природа?
11.Как называется явление, когда по реке идет лед?
12.Назовите первые весенние цветы (сон-трава, подснежник, мать-и-мачеха…)
4 конкурс .Конкурс капитанов — «Собери и назови перелетную птицу.»
Сейчас задача наших капитанов собрать из пазлов перелетную птицу. Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее, качественнее и правильно назовет птицу. Капитанам раздаются пазлы, они выполняют задание.
Физкультминутка
Ну-ка дети, дайте мне ответ, так весной бывает или нет? (если бывает — хлопаем в ладоши, если нет-топаем ногами).
Листопад
проталины
Снегопад
Капель
Метель
тепло
Праздник пап
Вьюга
солнце
Коньки
ледоход
жара
Трава
Холод
подснежники
ручей
санки
поспевают ягоды
улетают птицы
5 конкурс. «Юные художники»
Напротив каждой команды устанавливают мольберт с листом бумаги. Одному ребенку из каждой команды завязывают глаза и вручают фломастеры. Задание: нарисовать подснежник с завязанными глазами. После окончания работы дети снимают повязки и вместе с жюри весело оценивают свои работы.
Ведущий:
Игру мы продолжаем
И задания выполняем.
Конкурс занимательный,
Будьте все внимательны.
6 конкурс Чёрный ящик.
Черный ящик в студию! В этом ящике маленький домик. В таких домиках всю зиму спят, свернувшись, маленькие жильцы. С приходом весны им в домиках становится тесно, они раздвигают стенки домиков, а потом выглядывают наружу. Зеленые малыши расправляются, вырастают. Что это за домик находится в ящике? Кто в нем живет? Каждая команда выдвигает свои версии по очереди. (ветка с почками)
7 конкурс «Признаки весны»
Каждая команда по очереди называет признаки весны, повторяться нельзя.
(Тает снег, появились проталины, идет ледоход, солнце ярко светит, прилетают птицы, появляется зеленая трава, первые подснежники, раскрываются почки, звенит капель, журчат ручьи…
8 конкурс. «Загадки» ответы проверяются на экране.
Для 1 команды
1.В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручей)
2.Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыши)
3.Пробивается в апреле,
Все поля позеленели!
Покрывает, как ковром,
Поле, луг и даже двор! (Трава)
4.Не пешеход, а идет,
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку,
Назовите-ка отгадку? (Дождь)
Для 2 команды
1.В самый разгар весенней поры
Капает сок с белоснежной коры. (Береза)
2.Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
3.Из-под снега вышел друг –
И весной запахло вдруг. (подснежник)
- Новоселье у скворца,
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерим ему… (Скворечник)
Ведущий:
Дорогие друзья! Вот и закончилась наша игра. Подведение итогов. Награждение.
Литература:
1.Виноградова Н.Ф., Куликова.Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. –М.: Просвещение, 1993.
- Галанов А.С. Дошкольники на прогулке. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
- Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 318с.
- Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе.- М.: новая школа. 1993.
- Интернет источники
6.Детский сайт «Солнышко», «Пчелка»