Категория: Педагогические технологии
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 2-3 лет
1.Каждый ребёнок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста «/Пабло Пикассо /
2.В условиях модернизации системы дошкольного образования одним из ведущих направлений является индивидуальное творческое развитие ребёнка. На сегодняшний день это ещё и освоение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который направлен на решение такой задачи, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в раннем детстве, и при этом имеют специфические особенности:
1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребёнка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
3) лёгкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в то же время сложный процесс. Можно использовать различные техники рисования, в том числе, и нетрадиционные. Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.).
- Преимущество нетрадиционных способов развития детского творчества в том, что не существует чётких правил и рамок. Слова «нельзя» или «неправильно» отсутствуют. Такой вид творчества приносит детям огромную радость и положительно сказывается на психологическом состоянии здоровья детей. Ребёнок избавляется от внутренних страхов, становится уверенней в себе и в своих силах.
4.Задачи:
*Формировать у детей изобразительные навыки и умения с помощью
нетрадиционных техник рисования.
* Развивать воображение, речь и мышление.
*Побудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
- А почему же нетрадиционными средствами? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста ещё не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в своём творчестве задуманное, поэтому поделки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. Поэтому у многих детей исчезает желание заниматься творчеством. Чтобы этого не происходило, я стала использовать следующие нетрадиционные техники.
6.Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник, а именно, рисование пальчиками. Чтобы преодолеть чувство страха у малышей, на первых занятиях применяла пальчиковые игры: «Ладушки- ладошки»», «Девочки и мальчики»» и Семья».
Затем знакомила детей с красками.
Рисование пальчиками используется в возрасте от двух лет. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Обучение пальчиковому рисованию идёт в несколько этапов:
сначала дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими.
На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой и
положением в пространстве.
7.Рисование ладошкой.
- Необычные и оригинальные композиции получаются при помощи ладошек ребёнка.
- Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
8.Рисование по крупе.
Эту технику применяю в НОД и в свободной деятельности.
«Помоги зайчику найти свой огород, в котором растут
овощи «Рисуем по желанию».
9.Рисование губкой и ватными палочками.
«Морковка с огорода зайчика»
«Новогодние ёлки».
10.Работа с трафаретами.
«Найди друзей для лошадки и мышки».
11.Оттиск печатками: из овощей, пробок и крышечек.
Потребуется: коробочка с тонкой поролоновой подушечкой,
пропитанной гуашью, и печатки.
Штампики из пластилина. Очень просто и доступно их сделать.
Нанести ровным слоем пластилин на брусочек кубика и острым
предметом нанесите рисунок на пластилин, нанесите краску и
рисуйте с удовольствием.
12-14.В связи с особенностями раннего возраста на занятиях я использовала: игровой приём, художественное слово, физкультминутки, подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Подарки», «Пузырь».
Музыкальные произведения: «Осень»,«Дождик»,«Листопад».
Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования и тесному взаимодействию с родителями дети приобретают хорошие навыки, у них развивается мелкая моторика и координация рук, а это напрямую связано с развитием интеллекта, развитием сенсорных способностей (различают цвета). У детей сформировано внимание, развито воображение. Появился интерес к художественной деятельности и удовлетворение потребности в самовыражении, находит эмоциональный отклик в повседневной жизни.
Источники:
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. — М.: «Издательство Скрипторий , 2008.
- 2. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников— М.: Педагогика, 1983.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: «Карапуз — дидактика», 2006.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — СПб.: Каро, 2010.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева; худож. А.А. Селиванова. — Ярославль: Академия развития, 2007.