Категория: Неограниченные возможности
Коррекция развития личности детей и подростков с особыми образовательными потребностями средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества в дополнительном образовании
Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский
Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерантности. Оно формирует у детей творческий взгляд на жизнь, учит позитивному мышлению, расширяет креативность. Особенно ценно положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии.
Таким детям вдвойне необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание со стороны взрослых, возможность самовыражения через творчество. И эту проблему мы решаем через занятия в творческих объединениях, так как зачастую для них это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения, а у детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся на дому, у которых ограниченное жизненное пространство и социальная активность, это, пожалуй, единственная возможность для творческого самовыражения. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку.
В 2017- 2018 учебном году в нашем Центре дополнительного образования детей обучаются 10 детей с ОВЗ, 11 – детей-инвалидов. Это дети и подростки в возрасте от 9 до 17 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, с диагнозом ДЦП, легкая степень умственной отсталости, сахарный диабет, болезнь Дауна, аутизм, бронхиальная астма, сердечные заболевания. В основе образовательного процесса лежат педагогические технологии личностно – ориентированного обучения.
Особенностью организации образовательного процесса для детей с ОВЗ является то, что для каждого ребёнка составляется своя индивидуальная дополнительная общеобразовательная адаптированная программа, при составлении которой учитываются желание ребенка и его родителей; возможности ребенка, состояние его здоровья; возможности образовательного учреждения и педагога (материальная база, опыт педагога и его квалификация). Для таких детей педагогами были разработаны программы: «Волшебный сундучок», «Город мастеров: равные возможности», «Художественное вязание», «Самоделкин», «Разноцветная мозайка». Содержание программ строится на интеграции всех компонентов сенсорной системы (зрительной, слуховой, двигательной, тактильной), формируя целостное и дифференцированное представление об окружающем мире во всем его многообразии.
Так, например, занятия в творческом объединении «Самоделкин» направлены на формирование предметно- практической деятельности, коррекцию зрительно-моторной координации, развитие и расширение художественно-творческих способностей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Занятия в творческом объединении помогают развитию мелкой моторики посредством художественного ручного труда. В процессе работы обучающийся создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.
Содержание занятий включает в себя изучение и овладение приемами работы с природными, бросовыми материалами, пластилином, различными видами бумаги. В процессе работы развивается образное и пространственное мышление, ребенок приучается работать обеими руками, начинает чувствовать материал и определенный ритм движений пальцев.
На занятиях в творческом объединении «Художественное вязание» педагог учит правильно пользоваться крючком, спицами, правильно читать условные обозначения, подбирать материалы для вязания, выполнять основные элементы художественного вязания. Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. В процессе работы у ребенка возникают положительные эмоции, которые стимулируют активность, пробуждают стремление пробовать свои силы в работе с различными материалами, проявлять свою индивидуальность. В конце учебного года организуются творческие выставки, где можно наблюдать различные виды работ: прихватки, одежда для кукол, салфетки, сувениры и многое другое.
На занятиях в объединениях «Город мастеров: равные возможности» и «Разноцветная мозайка» обучающиеся проявляют свою индивидуальность, справляются с внутренними трудностями и негативными переживаниями.
Для творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья были подобраны занятия с использованием тестопластики, работы с глиной, пластилином, с различными видами бумаги, природными материалами, нетрадиционных методов рисования. Развитие мелкой моторики позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти рук, развивают творческую направленность, творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки, что способствует формированию адекватной самооценки.
Один из основных материалов это соленое тесто – приятный на ощупь экологически безвредный и гиппоаллергенный, недорогой, доступный для каждого, поделочный материал. Его можно раскрасить в самые разнообразные цвета. У детей развивается фантазия, моторика пальчиков. Массируются активные точки рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, речь, его самочувствие. Именно поэтому занятия по тестопластике удачно подходят для индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с глиной развивает мускулатуру кистей рук, согласованность обеих рук, глазомер. Маленькие кусочки глины творят чудеса: рука становится твёрже, уверенней, движения точнее. Происходит развитие умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно полноценное формирование социально-активной личности.
В процессе работы с различными видами бумаги дети учатся внимательно слушать устные инструкции педагога, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Такая работа учит аккуратности и терпению.
Для развития сенсорных способностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов особенно рекомендуется работа с природным материалом. Такие занятия формируют представления о величине, формах, цвете, пробуждают познавательный интерес.
Традиционные техники и способы рисования подразумевают владение техникой изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти и карандаша, что требует от ребенка высокого уровня сформированности графических навыков и умений. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую, эти навыки сложны, и в силу специфики развития овладение ими затрудняется.
Нетрадиционные техники рисования выступают и как средство коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяющее преодолеть чувство страха, так как позволяют выразить свои эмоции и чувства, вселяют уверенность в своих силах. Занятия изобразительной деятельностью включают в себя интересные и простые в применении методы нетрадиционного рисования, например, тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками и ладошками, ватной палочкой или зубной щёткой, выдувание через трубочку и многое другое.
Любая из предложенных выше технологий рисования даёт ребёнку возможность выбирать, думать, искать, пробовать. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Народное искусство отличается особой простотой, вкусом и выразительностью.
В объединении «Волшебный сундучок» по декоративно-прикладному творчеству дети с ОВЗ дети-инвалиды учатся создавать красоту своими руками. Им предоставляется возможность совместно с педагогом придумывать и изготавливать различные виды русских кукол. Педагог знакомит детей с историей возникновения русских тряпичных кукол; с технологией конструирования кукол; с технологией украшения народными узорами, использование разных материалов (дерево, мочало).
А также с интересом изучают приемы городецкой росписи, знакомятся с историей зарождения росписи, с орнаментом и композицией, приобретают основные простейшие элементы росписи, технические навыки в работе с кистью, умение правильно держать кисточку во время росписи, а также смешивание красок между собой.
Основная задача наших педагогов на занятиях декоративно-прикладным и изобразительным творчеством не только научить детей с ОВЗ, детей-инвалидов работать, реально оценивать свои возможности, ставить четкие цели и добиваться их достижения, но и сформировать у них социальные навыки и умения.
Процесс обучения изобразительному и декоративно-прикладному творчеству неразрывно связан с решением специфической задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. Это дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
И наша задача- помочь детям занять достойное место в обществе сверстников, а главное — наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Список литературы.
- Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. — М.: Владос, 2014. — 176 c.
- Суханова, Л. П. Здоровье новорожденных детей России / Л.П. Суханова. — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2014. — 320 c.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теревинф, 2004. — 136 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 2014г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2017. –404
- Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В.Бабкина. –М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2016. –143 с
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. –М.: Гуманит.изд.центрВЛАДОС, 2014. –167 с