Категория: Научно-методическая работа
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА» Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования 38.02.07 «Банковское дело»
Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательную, организационно и методически направленную деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия и прямой помощи.
Самостоятельная работа студента является одним из основных методов приобретения и углубления знаний, познания общественной практики.
Главной задачей самостоятельной работы является развитие общих знаний, умений приобретать научные знания путем личных поисков, формирование активного интереса и вкуса к творческому самостоятельному подходу в учебной и практической работе.
Самостоятельная работа складывается из изучения учебной и специальной литературы, как основной, так и дополнительной, нормативного материала, конспектирования источников, подготовки письменных рефератов, выполнения тестовых заданий.
Цели внеаудиторной самостоятельной работы студента:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- развитие познавательных и творческих способностей, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Этапы самостоятельной работы студента:
Для выполнения любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы:
- определение цели самостоятельной работы;
- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе;
- планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя) над заданием;
- осуществление студентом в процессе выполнения самостоятельной работы следующих управленческих актов: слежение за ходом своей работы, самоконтроль промежуточного и конечного результатов с целью дальнейшей корректировки выполнения задания.
Форма контроля:
- индивидуальное собеседование с преподавателем по представленным работам.
По учебной дисциплине «Культура речи и деловая этика» используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование компьютерной техники и Интернета;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, составление планов и тезисов, составление таблиц, подготовка рефератов; подготовка ответов на контрольные вопросы.
- для формирования умений: решение вариативных тестовых заданий.
Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, требования к результатам работы, критерии оценки.
Критерии оценки результатов самостоятельной (внеаудиторной) работы студента:
- умение студента использовать теоретические знания для выполнения практических задач;
- обоснованность и четкость изложения материала, соблюдение языковых норм при выполнения задания;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- уровень самостоятельности при выполнении работы.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы разработаны в соответствии с программой по учебной дисциплине «Культура речи и деловая этика», которая входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл 6).
При реализации программы у студентов формируются компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
— З1 основные закономерности развития и функционирования современного русского литературного языка;
— З2 особенности использования элементов различных языковых уровней в научной и официально-деловой речи, а также в профессиональной сфере общения;
— З3 своеобразие письменной и устной деловой речи, а также правила речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях;
— З4 нормы речевого этикета русского языка, включая орфографические и пунктуационные, в различных сферах общения; нормы деловой этики.
уметь:
— У1 использовать современный русский литературный язык в межличностном общении и в условиях профессиональной коммуникации, способствующей развитию общей культуры и социализации личности;
— У2 варьировать языковые средства в соответствии со стилем и жанром речи;
— У3 грамотно формулировать свои мысли устно и письменно; создавать логичные и связные тексты для учебной, научной и деловой документации;
— У4 работать с текстом, осуществлять поиск информации, извлекать, анализировать, систематизировать, преобразовывать необходимую профессиональную информацию для подготовки текстов различных жанров в научной и деловой коммуникации
Самостоятельная работа студента должна начинаться с изучения, осмысления изложенной темы в учебной, справочной литературе.
Количество часов на реализацию программы по учебной дисциплине «Культура речи и деловая этика» 36 часов обязательной аудиторной нагрузки. Рекомендуемое количество часов самостоятельной работы – 19 часов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа №1
Тема 1. Основные понятия о языке. Язык как знаковая система. Язык и речь. Функции языка. Понятие о национальном языке. Стратификация русского национального языка.
Цель: раскрыть основные понятия темы; систематизировать знания.
Задание: Написание эссе «Моя будущая профессия».
Форма представления задания: эссе «Моя будущая профессия».
Контроль качества выполненной работы: просмотр эссе.
Критерии оценки выполненной работы:
Общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:
Знание и понимание теоретического материала
— определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
— используемые понятия строго соответствуют теме;
— самостоятельность выполнения работы.
Анализ и оценка информации
— грамотно применяет категории анализа;
— умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
— способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
— диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
— обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
— дает личную оценку проблеме.
Построение суждений
— ясность и четкость изложения;
— логика структурирования доказательств
— выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
— приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
— общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
Оформление работы
— работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
— соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
— оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации.
Требования к выполнению: написать эссе «Моя будущая профессия», опираясь на рекомендации «Как писать эссе».
Как писать эссе
Эссе (от французского «essai», англ. «essay», «assay» — попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание). Родоначальником жанра эссе был французский писатель, философ Мишель Монтень (1533 — 1592). В 1580 году Монтень написал эссе, в котором поделился размышлениями о судьбе общества и человека. На русский язык название было переведено как «опыты».
Эссе — самостоятельная творческая письменная работа, по форме эссе обычно представляет собой рассуждение – размышление (реже рассуждение – объяснение), поэтому в нём используются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте.
Особенности эссе:
— наличие конкретной темы или вопроса;
— личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;
— небольшой объём;
— свободная композиция;
— непринуждённость повествования;
— внутреннее смысловое единство;
— афористичность, эмоциональность речи.
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
1.ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭССЕ
- Объем эссе не должен превышать 1-2 страниц
- Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
- Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
- Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
- Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
- Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
- Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
2.СТРУКТУРА ЭССЕ
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
> мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т);
> мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Тезис — это сужение, которое надо доказать.
Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение.
Рассмотрим каждый из компонентов эссе.
Вступление (20%) – суть и обоснование выбора темы. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ.
Во вступлении можно написать общую фразу к рассуждению или трактовку главного термина темы или использовать перифразу (главную мысль высказывания), например: « для меня эта фраза является ключом к пониманию…», «поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…».
Основная часть (60%) — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос. В основной части необходимо изложить собственную точку зрения и ее аргументировать.
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС – формулой:
П – положение (утверждение) – Я считаю, что …
О – объяснение – Потому что …
П – пример, иллюстрация – Например, …
С – суждение (итоговое) – Таким образом, …
Высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте
оценку пересказом теоретических источников.
Заключение (20%), в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, делаются выводы.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
> Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора).
> Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
> Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.
> Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания — тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Приветствуется использование:
> Эпиграфа, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной в афоризме); дополнять, углублять лейтмотив (основную мысль), логику рассуждения вашего эссе.
> Пословиц, поговорок, афоризмов других авторов, также подкрепляющих вашу точку зрения, мнение, логику рассуждения.
> Мнений других мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей.
> Риторические вопросы.
> Непринужденность изложения.
Клише, которые можно использовать при написании эссе:
Возможные лексические конструкции:
- Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
- Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
- Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…
- Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
- Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…
- Рассмотрим несколько подходов… Например, …
- Проиллюстрируем это положение следующим примером…
- С одной стороны, … С другой стороны, …
- По моему мнению…; я думаю…; на мой взгляд; автор (этого высказывания), хотел сказать о том, что…; имел в виду…; обозначил проблему…
- Я согласен (сна) с автором (имя, фамилия)…; не могу не согласиться…; я совершенно согласен…; я не во всем согласен…; к сожалению, я не совсем согласен с точкой зрения, (мнением, позицией)…
- Это высказывание представляется мне спорным…
- Правота этого утверждения очевидна (не вызывает сомнения).
- Недаром народная мудрость гласит… (далее пословица, поговорка).
- Конечно, существуют другие мнения…, одним из них является точка зрения философа (мыслителя и т. д.)
- В доказательство своей точки зрения (позиции…) я хотел бы привести пример из…
- В истории нередко можно найти примеры того… (тому…)
- В связи с этим, мне вспоминается (случай, телепередача, событие…)
- Завершая свое эссе (размышление), я бы хотел еще раз сделать акцент…
- Таким образом, …
- Подведем общий итог рассуждениям …
- Итак, …
- Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…
- В завершение своего эссе я хотел бы вернуться к идее (мысли), обозначенной в эпиграфе…
- АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ
- Внимательно прочтите тему.
- Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать.
- Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:
- a) логические доказательства, доводы;
- b) примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы;
- c) мнения авторитетных людей, цитаты.
- Распределите подобранные аргументы.
- Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Можно начать эссе с риторического вопроса или восклицания, соответствующих теме.).
- Изложите свою точку зрения.
- Сформулируйте общий вывод.
- ПАМЯТКА ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ
Прежде чем приступить к написанию эссе:
1) изучите теоретический материал;
2) уясните особенности заявленной темы эссе;
3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
При написании эссе:
1) напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
2) проанализируйте содержание написанного;
3) проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Когда вы закончите писать эссе, ответьте для себя на следующие вопросы:
- Раскрыта ли основная тема эссе?
- Правильно ли подобрана аргументация для эссе?
- Есть ли стилистические недочеты?
- Использованы ли вами все имеющиеся у вас информационные ресурсы?
- Корректно ли изложена в эссе ваша точка зрения?
- Обратили ли вы внимание на правописание, грамматику, когда писали эссе?
- Обсудили ли вы написанное вами эссе с учителем?
- Какой формат вы выбрали для своего эссе?
- Какой опыт вы приобрели, когда работали над своим эссе?
Микротемы для эссе:
- Какую роль играет культура речи в моей будущей профессии?
- Какие умения и навыки речевого общения мне необходимы для успешной работы? Чему мне надо научиться?
- Как я оцениваю современное состояние русской речи?
- Какие положительные и отрицательные тенденции наблюдаются в использовании языка?
- Могут ли общество и государство влиять на состояние и развитие языка? Если да, то каким образом (законодательный, образовательный, межкультурный аспекты)?
- Как реклама влияет на состояние русской речи?
- Какие лингвистические и экстралингвистические факторы влияют на состояние русской речи?
- Убогость слова – это убогость мысли, а убогость мысли ведет к моральной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести» (В. А. Сухомлинский).
- Кто не умеет говорить, карьеры не сделает (Наполеон).
- Заговори – чтобы я тебя увидел (Сократ).
Для оценивания результатов написания эссе используется следующая шкала:
оценка «5» | Эссе соответствует выбранной теме, студент ссылается на авторитетных авторов, использует достоверные источники информации. Студент высказывает свою точку зрения по всему спектру затрагиваемых проблем. Эссе отвечает критериям аналитичности, лаконичности, информативности. Студент способен выразить идею ясно, сделать необходимые выводы. |
оценка «4» | Эссе соответствует изучаемой теме, студент корректно излагает идеи современных авторов. Однако авторская позиция просматривается с трудом. Эссе перегружено информацией общего характера. Студент способен выразить частные суждения, но не поднимается до обобщений. Выводы фрагментарны и не дают целостного представления о проделанной работе. |
оценка «3» | Эссе соответствует изучаемой теме, но не в полной мере раскрывает ее, студент не ссылается на авторитетных авторов, использует недостоверные источники информации. Студент с трудом выражает свою мысль, выводы не вытекают из сказанного. |
оценка «2» | Эссе не соответствует изучаемой теме или не раскрывает ее содержания. |
Самостоятельная работа №2
Тема 2. Понятие о культуре речи. Общая характеристика культуры речи. Нормативный аспект культуры речи.
Цель:
- развитие точной и выразительной речи;
- расширение лексического запаса;
- повторение и систематизация теоретического материала по лексикологии;
- развитие аналитических способностей.
Задание: редактирование текста с целью выявления отклонения от нормы.
Форма представления задания: редакторская правка текста
Контроль качества выполненной работы: просмотр ответов на задания.
Критерии оценки выполненной работы: соответствие ответов заданной теме; аккуратность и грамотность выполнения задания; логичность; правильность использования терминологии.
Требования к выполнению:
Методические указания по редактированию текста с целью выявления отклонения от нормы
Теоретическая часть:
Важнейшими признаками хорошей речи являются ее точность и выразительность.
Точная речь — это речь, которая наиболее точно выражает мысль, наиболее полно характеризует предмет. Точность речи — это соответствие слов содержанию. «Слово — выражение мысли… и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает», — говорил Л.Н. Толстой.
Точная речь предполагает умение пользоваться синонимами, антонимами и другими языковыми средствами. Стремясь сделать свою мысль точной, а содержание достоверным, автор приходит, по словам Л.Н. Толстого, к единственно нужному расположению «единственно нужных слов».
Выразительность речи помогает говорящему выразить свои чувства и воздействовать на чувства собеседника или читателя.
Выразительная речь — это речь, в которой используются изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы и другие.
Задание 1.
Спишите текст из рассказа К. Г. Паустовского «Заметки на папиросной коробке», употребляя подходящие по смыслу синонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор авторскому варианту (см. материал «Для справок»). При необходимости восстановите авторский текст, выделив его другим цветом.
У многих из нас есть (1) (дурная, скверная, плохая, негодная, порочная) привычка (2) (фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом, (3) (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по обыкновению), коробки эти (4) (исчезают, пропадают, теряются), а с ними (5) (пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни.
День жизни — это совсем не так мало, как может (6) (представиться, показаться). Попробуйте вспомнить (7) (каждый, любой, всякий) (8) (ваш, свой) день минута за минутой: все (9) (свидания, встречи), мысли, поступки, все (10) (события, происшествия, случаи) и душевные состояния, свои и чужие, — и вы (11) (убедитесь, уверитесь, удостоверитесь), что (12) (восстановить, воспроизвести) весь этот поток времени можно, только написав новую книгу.
Для справок: Авторский вариант: (1) – плохая; (2) – записывать; (3) – как правило; (4) – теряются; (5) – исчезают; (6) – показаться; (7) – любой; (8) – свой; (9) – встречи; (10) – события; (11) – убедитесь; (12) – восстановить.
Задание 2.
Восстановите авторскую мысль, использовав необходимые антонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор авторскому варианту (см. материал «Для справок»). При необходимости восстановите авторский текст, выделив его другим цветом. Какие из использованных антонимов являются контекстуальными?
1) Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила — там и …, где слабость — …, радость — …, легкость — …, и так без конца. (И. А. Ефремов)
2) Публика всегда и везде одинакова: умна и …, сердечна и … — смотря по настроению. (А. П. Чехов)
3) Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или …? (И. А. Бунин)
4) Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он ложь в них заменил бы …, праздность — …, скуку — …, он вернул бы чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. (А. П. Чехов).
Для справок: Авторский вариант: 1) слабость, сила, горе, трудность; 2) глуха, безжалостна; 3) погибель; 4) правдой, трудом, радостью.
Задание 3.
Назовите тропы и стилистические фигуры, которые позволяют:
1) расставить в речи смысловые акценты
2) показать многосложность и противоречивость явления
3) продемонстрировать волнение говорящего
4) заставить задуматься над тем, о чем недоговаривает автор
5) подчеркнуть эмоциональность автора
6) выразить ироническое отношение к чему-либо
Задание 4.
Какие тропы и стилистические фигуры использованы в следующем фрагменте? Какой эффект дает их употребление?
Поэзия никогда не была особенно рентабельна — даже когда собирала стадионы. Сегодня она не востребована прежде всего потому, что именно в поэзии наиболее оперативно, интуитивно, точно дается оценка этому времени и месту. А в такой оценке современная Россия нуждается меньше всего, ибо, погрузив ее в летаргию, власть даже не пытается навеять ей сны золотые. Россия сейчас беспокойно и безрадостно спит, и видеть себя в состоянии крайней умственной лености, деградации и индифферентности ей глубоко неохота. Молодая поэзия, способная поднести к глазам Родины это зеркало, не имеет ни малейшего шанса пробиться в бумажную прессу. (Д.Быков)
Задание 5.
Прочтите отрывки из фельетона И. Костюкова «На разных языках», найдите жаргонизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы. Сделайте стилистический анализ текста.
Напротив секретарского стола на скрипучем деревянном диване примостились два посетителя – юрист Стихотин… и шофер артели «Штамп» Чоканов… Все посетители пришли на прием к начальнику жилищного отдела Махоткину. Но его в отделе не оказалось.
– Я вот второй день припухаю здесь, а мой самосвал загорает на морозе! – жалуется Чоканов, махая рукой с татуированной надписью «Коля + Тоня». – А ведь я сильно вкалываю. Позавчера я подшиб сотнягу. Вчера – сорок хрустов. А сегодня что буду иметь? И все из-за этого деятеля Махоткина. Бюрократ он чистопробный!
– А кое-кто, между прочим, констатирует обратное, – заметил юрист. – Тут как-то один субъект утверждал, будто товарищ Махоткин – антипод всему бюрократическому.
– Вот, вот! Как бы не так! Дудки!… Правда, с фасада он вроде ничего, свой в доску. Придешь к нему в первый раз, он и лапу потрясет и всякой муры с трехтонку наобещает. А дальше ни с места. А чуть ему намекнешь, что, мол баста трепом промышлять, так сразу в бутылку лезет, с полоборота заводится.
– Значит, товарищ с повышенным нервным восприятием
– А черт его знает. Но уж после такого намека он даст прикурить. Особенно, если у тебя справки поскрипывают. Тут он и начинает колбасить! В таких случаях остается одно: включать заднюю передачу и газовать за новыми справками. А вы говорите, антипуд!
Задание 6.
Однажды выдающегося отечественного металлурга И.П. Бардина спросили, как он говорит: «инженеры или инженера», – на что ученый ответил: «Смотря где, если на годичном собрании Академии наук, то инженеры, а если на Новолипецком металлургическом заводе – инженера». Как вы думаете, соблюдение какого требования к речи показал академик Бардин:
а) правильность речи;
б) точность речи;
в) уместность речи.
Задание 7.
Аналитическое чтение научной литературы
А. Прочитайте фрагмент из работы современного биофизика Д.С. Чернавского, посвященный определению понятия «информация», и ответьте на вопросы.
1) На какие группы можно разделить имеющиеся в науке определения информации?
2) Нужно ли вообще определение информации?
3) Каково отношение к понятию «информация» естественных наук? Философии?
4) Что значит понимание какого-либо явления или объекта «на интуитивном или сугубо прикладном уровне»?
5) Почему было важно установить отсутствие связи информации с энергией и материей?
6) Какие ключевые слова наиболее часто используются в определениях информации?
7) Почему в современной науке «актуальным становится вопрос о возникновении информации и эволюции ее ценности»?
8) Почему лучшим из имеющихся Д.С. Чернавскому представляется определение Г. Кастлера?
9) Какие уточнения и изменения Д.С. Чернавский предлагает ввести в дефиницию Кастлера?
10) В чем состоит различие между микроинформацией и макроинформацией? Почему это разграничение представляется важным?
11) Используется ли какое-нибудь из приведенных Д.С. Чернавским определений информации в вашей специальности? Рассматривается ли вообще в вашей специальности понятие «информация» и под каким углом зрения? Какое из приведенных определений кажется наиболее удачным лично вам?
12) Какую аналогию использует автор, чтобы объяснить значение слова «выбор» в дефиниции Кастлера? Удачна ли она?
13) Чернавский пишет: «…Именно это ощущение привлекает многих людей и вдохновляет их на подвиги (научные, не научные и лженаучные)». В чем состоит здесь различие в значениях прилагательных «не научные» и «лженаучные»?
14) Как понимается слово «процесс» в естественных науках?
15) Что значат словосочетания: праздный вопрос, актуальный вопрос, рецепция информации, генерация информации, априорные различия, апеллировать к интуиции читателя?
Самостоятельная работа № 3
Тема 3. Коммуникативный аспект культуры речи. Лексические нормы.
Цель:
- расширение лексического запаса;
- повторение и систематизация теоретического материала по лексикологии;
- развитие аналитических способностей.
Задание: практикум на определение лексических норм
Форма представления задания: редакторская правка текста
Контроль качества выполненной работы: просмотр ответов на задания.
Критерии оценки выполненной работы: соответствие ответов заданной теме; аккуратность и грамотность выполнения задания; логичность; правильность использования терминологии.
Требования к выполнению:
Методические указания по редактированию текста с целью усиления его выразительности
Задание 1.
Прочитайте занимательную статью В.М. Бурмако «В мире слов, или что такое лексика». Сформулируйте понятие лексики, а также определите ее состав.
Помню, как пятиклассником я писал сочинение на тему «Прогулка в лес»: мучительно не хватало слов, в голове вертелись одни «пошли», «вышли», «дошли», и, прострадав урок, я сдал сочинение с таким началом: «Однажды мы пошли за грибами. Вышли мы рано, еще не встало солнце. Когда мы дошли до леса, солнце уже встало. Стало совсем светло. Мы зашли в лес…».
При разборе сочинений учительница прочитала описание раннего утра в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»:
«Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листы, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью. Я проворно встал и подошел к мальчикам. Они все спали, как убитые, вокруг тлеющего костра…»
В чем секрет различия двух описаний? Конечно, у писателя-мастера много секретов в его работе, но один из них в том, что писатель знает и заставляет работать гораздо большее число слов, чем мы. А.С. Пушкин, например, использовал более 21 тысячи слов, в языке произведений М. Горького около 30 тысяч. Вот каким богатством владеют мастера слова! По предположениям ученых, наш язык насчитывает сотни тысяч слов – необозримый океан!
Задание 2.
- В чем ошибочность высказывания: «Командировочному пришлось долго ждать оформления документов»?
Слово «командировочный» имеет значение «относящийся к удостоверению о служебном поручении, связанном с выездом куда-нибудь». Причина ошибки в смешении (неразличении) паронимов «командированный
– командировочный».
Образец: «Командированному пришлось долго ждать оформления документов».
- В чем ошибочность высказывания: «Нарушителям нужно
поставить ультиматум»?
- Как вы назовете человека в день его рождения? В чем различие слов «именинник» и «новорожденный»? Кто такой юбиляр?
- В чем ошибочность высказывания: «Нарушителям нужно поставить ультиматум»?
- «Осуществляется трудоустройство граждан на работу». В чем ошибочность такого высказывания?
Самостоятельная работа № 4
Тема 4. Орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме.
Цель:
- овладение акцентологическими нормами русского литературного языка;
- развитие умения пользоваться лингвистическими словарями;
- расширение лексического запаса, уточнение значения слов, используемых в речи.
Задание: практикум на определение орфоэпических норм
Форма представления задания: словарь акцентологического минимума
Контроль качества выполненной работы: просмотр словаря акцентологического минимума, устный опрос.
Критерии оценки выполненной работы: соответствие расставленных ударений в словах акцентологическим нормам; аккуратность и грамотность написания слов; самостоятельный подбор примеров словосочетаний; правильность использования терминологии.
Требования к выполнению:
Задание 1.
План работы:
- В предложенных словах расставить ударение. При выполнении задания обязательно пользоваться орфоэпическим словарем.
Августовский, агент, агентство, адекватный, акварель, алкоголь, алфавит, альтернатива, академия, анестезия, антенна, арест, аристократия, асимметрия, астероид, атеизм, афера, аэропорты (им.п.мн.ч.), баловать, балованный, баловень, баловник, балуясь, бандероль, банты (им.п.мн.ч.), бассейн, без вести (пропасть), без году (неделя), без толку (говорить), блюда (им.п.мн.ч.), боа, бороду (вин.п.ед.ч.), брала, бралась, бутерброд, бухгалтеров (род.п.мн.ч.), будничный, бюллетеня (род.п.ед.ч.), ведомостей (р.п.мн.ч.), верба, верна, вероисповедание, взяла, взялась, включён, включённый, включить, включишь, включит, включите, включат, влилась, вовремя, водопровод, вора (род.п.ед.ч.), ворвалась, воспринял, восприняла, воспринята, воссоздала, вручит, газопровод, гантель, генетика, герба (род.п.ед.ч.), гербовый, гнала, гналась, гражданство, гусеница, горчичник, давнишний, двоечник, дебют, деквалификация, дельта, деликатес, демарш, детектив, дефис, де-юре, диспансер, добела, добрала, добралась, довезённый, доверху, договор, договоры, договорённость, дождалась, дозвонится, дозвонятся, дозировать, докрасна, документ, донельзя, донизу, досуг, досуха, еретик, жалюзи, ждала, жилось, завидно, загнутый, загодя, задолго, закупорив, закупорить, закупоренный, занять, занял, заняла, заняли, занята, занятый, запломбированный, запломбировать, заселённый, заселена, заселён, заперта, засветло, затемно, звала, звонишь, звонит, значимость, значимый, зимовщик, злоба, идентичный, избалованный, иксы, имперский, инстинкт, исключит, исстари, исчерпать, индекс, инсульт, интервью, интернат, интерьер, искра, кабаре, какао, каталог, кафе, кафетерий, квартал, километр, клала (пр.вр.ж.р.), клеить, кодекс, конгресс, конечно, конусы, конусов, кормящий, кортеж, коттедж, корректный, корысть, кофе, крала (пр.вр.ж.р.), краны, кранов (род.п.мн.ч.), красивее, красивейший, кремень, кренится, крепостей (р.п.мн.ч.), крестьянин, кровоточащий, кровоточить, компьютер, конечно, кофе, купе, кухонный, лазер, лгала, лекторы, лекторов (род.п.мн.ч.), лила, лилась, ловка, лыжня, медикамент, местностей, (род.п.мн.ч.), модель, мозаичный, молящий, молодёжь, мотель, мышление, музей, мусоропровод, наверх, наврала, наделит, надолго, надорвалась, наживший, нажита, назвалась, на зиму (заготовить), накренит, налила, наливший, налита, намерение, нанял, наняла, наняли, нарвала, нарост, нарочно, насорит, начал, началось, начала, начали, начав, начавший, начавшись, начатый, начать, начался, недвижимость, недруг, недуг, некролог, ненависть, ненадолго, нефтепровод, нефтедобыча, низведён, новорождённый, новости, новостей (род.п.мн.ч.), ногтя (род.п.ед.ч.), нормирование, нормированный, обзвонит, обеспечение, облегчит, облегчить, облилась, обнялась, обогнала, ободрала, ободрить, ободрённый, ободрён, ободрена, ободришься, обострённый, обострить, одеколон, одолжит, озлобить, оклеить, окружит, опломбировать, опошлят, определён, оптовый, орхидея, осведомиться, осведомишься, отбыла, отдала, отдав, отключённый, откупорил, отозвала, отозвалась, отрочество, одновременный, одноимённый, опека, партер, патент, пациент, пенсне, перезвонит, перелила, плодоносить, повторённый, поделённый, подняв, позвала, подсвечник, повестей (р.п.мн.ч.), почестей (р.п.мн.ч.), предложить, пресса, приговор, приданое, призыв, принудить, принять, приобретение, псевдоним, пломбировать, позвонишь, позвоним, позвонит, позвоните, позвонят, полила, положил, положить, поняв, понявший, понял, поняла, поняли, портфель, поручни, послала, прав, права, правы, прибыв, прибыл, прибыла, прибыло, прибылей (р.п.мн.ч.), призыв, принял, приняла, приняли, приняло, принятый, принялся, приручённый, прогресс, проживший, прозорлива, процент, проект, порядочный, похороны, на похоронах, пуловер, радио, радушный, ракушка, рапорт, резюме, рейс, рвала, сантиметр, свёкла, сверлит, сверлишь, свитер, сирота, сироты (им.п.мн.ч.), сирот (род.п.мн.ч.), сиротам (т.п.мн.ч.), скворечник, скучно, слала (пр.вр.ж.р.), сливовый, сливочный, сняла, снята, согнутый, создала, создана, сорит, средства (им.п.мн.ч.), средствам (д.п.мн.ч.), средствами (т.п.мн.ч.), о средствах (п.п.мн.ч.), склады (им.п.мн.ч.), складов (р.п.мн.ч.), складами (т.п.мн.ч.), на складах (п.п.мн.ч.), скольких (р.п.мн.ч.), сколькими (т.п.мн.ч.), о скольких (п.п.мн.ч.), созыв, сорвала, сорит, статуя, стенд, столяр (маляр, дояр, школяр), таможня, табу, танцовщик, танцовщица, тезис, темп, тенденция, теннис, термин, термос, торта (р.п.ед.ч.), торту (д.п.ед.ч.), о торте (п.п.ед.ч.), торты (им.п.мн.ч.), тортов (р.п.мн.ч.), тортам (д.п.мн.ч.), о тортах (п.п.мн.ч.), тотчас, туфля (им.п.ед.ч.), туфель (р.п.мн.ч.), туфлям (д.п.мн.ч.), убрала, убыстрить, уведомить, углубить, украинец, украинский, укрепит, умерший, усугубить, фанера, фарватер, экстерн, фарфор, феномен, флюорография, хвоя, ходатайствовать, хозяева, христианин, цемент, центнер, цепочка, цитадель, цыган, черпать, шарфы, шасси, шедевр, штемпель, шоссе, шофёр, щавель, щемит, щёлкать, шинель, щавель, эксперт, экспертный, энергия, языковые (явления), яичница.
- Выделить слова, которые вызывают затруднение в произношении.
- Выписать выбранные слова с выделением ударного слога (желательно написать ударный слог ярким цветом).
- Уточнить по толковому словарю лексическое значение выбранных слов. Составить 1-2 словосочетания с этим словами, записать их, выделив ударный слог.
- Ежедневно прочитывать выписанные слова до тех пор, пока их правильное произношение не станет привычным.
Задание 2.
Прочитайте и запомните варианты ударения в возвратных глаголах прошедшего времени мужского рода. Составьте с ними предложения. Образец: А.С. Пушкин родился в 1799 году.
брался | взялся | дрался | принялся | родился |
взвился | гнался | занялся | поднялся |
Задание 3.
Объясните значение слов с разным ударением, составьте с ними словосочетания.
Образец: Команда зáнята. Я сегодня занятá.
áтлас – атлáс | зáнятый – занятóй | при′вод – привóд |
брóня – броня′ | и′рис – ири′с | слóженный – сложéнный |
Самостоятельная работа № 5
Тема 5. Морфология. Морфологические нормы
Цель: формировать навык выявлять и исправлять морфологические ошибки в чужом и своем тексте.
Задание: Практикум на определение морфологических норм
Форма представления задания: Выполнение заданий. Исправление грамматических ошибок, связанных с ненормативным употреблением существительных, прилагательных местоимений, числительных и глаголов (упражнения).
Контроль качества выполненной работы: просмотр выполненных заданий, устный опрос.
Критерии оценки выполненной работы: соответствие ответов морфологическим нормам русского языка; аккуратность и грамотность написания; логичность; правильность использования терминологии.
Выполните следующие задания:
Вариант 1.
- Подберите к существительному определение-прилагательное: рояль, бра, кофе, тюль, кафе, шимпанзе, Батуми, алоэ, ябеда, ГАИ, фламинго, сладкоежка, панно, бюро, визави.
- От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа: автор, бухгалтер, воз, год, директор, доктор, инспектор, катер, китель, корпус.
- Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных: англичане, баклажаны, гусары, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, рентгены, туфли, чулки, цапли, ясли.
- Употребите правильную форму собственных имен (в скобках даны имя и фамилия в именительном падеже): В детстве он охотно читал (Жюль Верн). Эти книги прислали для студентки (Гаврилюк). Новое произведение (Генрих и Томас Манн) было выпущено небольшим тиражом. В журнале опубликована статья (Виталий Заболоцких). Цветы для (Мария Теплых). Интервью с (Андрей Макаревич). Письмо от (Павел Руденчик). Разговор с (Маргарита Янсен).
- Запишите словами числительные в предложениях:
Урожай собран на 2660 гектаров. Что касается остальных 185 655 претендентов, то им придется попытать счастья в другой раз. Решение было принято 2/3 голосов. Он закончил университет в 2005 году. Важное историческое событие произошло в 584 году до новой эры.
- Просклоняйте по падежам следующие словосочетания:
Оба друга, полтора ведра воды, две девушки, сорок рублей.
- Укажите номера предложений, в которых числительные употреблены в правильной форме:
1) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре льготные путевки.
2) Здесь сэкономлено пять тысяч тонн авиационного керосина, что позволило спланировать выполнение шестисот дополнительных рейсов.
3) Спиро опускался у Белых камней на глубину до сорока саженей.
4) Монета оказалась старой, стертой с обоих сторон.
5) В играх двадцать второй Олимпиады приняли участие спортсмены восемьдесят одной страны.
6) Двухсот пятый сезон открывает Большой театр.
7) В одном из городов Китая состоялось шествие по случаю семьсот пятидесяти третьей годовщины смерти Чингисхана.
8) Необычный старинный город с четырьмя тысячами шестьюстами семьюдесятью пятью жителями.
Вариант 2.
- Подберите к существительному определение-прилагательное: мозоль, табель, жюри, евро, хиппи, табу, плакса, пенальти, цунами, МГУ, Сочи, протеже, харчо, пенсне, пари.
- От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа: отпуск, паспорт, порт, профессор, слесарь, сторож, тополь, торт, шофер, якорь, ястреб.
- Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных: апельсины, гектары, заморозки, якуты, микроны, носки, сапоги, свечи, томаты, полотенца, рельсы.
- Употребите правильную форму собственных имен (в скобках дано имя и фамилия в именительном падеже): Сказки (Ганс Христиан Андерсен) любят дети всего мира. Декларация была подписана (Роберт Смит). Заседание состоялось на кафедре у профессора (Гордейчук). Это письмо было написано американской девочкой (Саманта Смит). Цветы для (Виктор Данчин). Копии для (Алена Павлушко). Письмо от (Андрей Сковорода). Розы для (Ольга Зильберт).
- Запишите словами числительные:
За 336 заводскими станками работают выпускники нашего училища. В 432 номере газеты публиковался материал об экологии. Несмотря на сложные погодные условия, мы собрали по 45,9 центнеров зерна с гектара. В 2007 году обещают жаркое лето.
- Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: обе девушки, полтора часа, двое прохожих, трое людей.
- Укажите номера предложений, в которых числительные употреблены в правильной форме:
1) Сводный баланс коммерческих банков РФ на 1 января тысяча девятьсот девяносто четвертого года составил свыше семидесяти триллионов рублей и увеличился за год в пять раз.
2) Сокол, падающий к земле за добычей, может развить скорость до двухсот пятидесяти километров в час и даже больше.
3) В октябре тысяча девятьсот девяносто четвертого года в России было зарегистрировано около двух тысяч пятьсот страховых компаний.
4) Десятого февраля тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года исполнилось сто пятьдесят лет со дня гибели А.С.Пушкина.
5) В Болгарии было создано около двухсот пятидесяти промышленных комплексов.
6) В продаже появилась новая серия пособий, в которой показаны около шести тысяч восемьсот чертежей.
7) В магазине ДОМО вы можете купить пылесос мощностью тысячу триста ватт.
8) Небольшой старинный город с четырьмя тысячами шестьюстами семьюдесятью пятью жителями, расположенный на живописной реке, привлекает много туристов.
Критерии оценки:
- 5 баллов выставляется студенту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок
- 3-4 балла, если при выполнении заданий допущено 3-4 ошибки
- 1-2, если при выполнении заданий допущено 5 ошибок
- 0 баллов, если при выполнении заданий допущено 6 и более ошибок
Самостоятельная работа № 6
Тема 6. Функционально-стилевая дифференциация современного русского языка. Научный и официально-деловой стиль.
Цель: через анализ предложенного фрагмента произведения выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы способствуют передаче содержания текста, его смысла.
Задание: освоение лекционного материала
Форма представления задания: комплексный анализ текста.
Контроль качества выполненной работы: просмотр комплексного анализа текста.
Критерии оценки выполненной работы: соответствие комплексного анализа текста плану; доказательность суждений; наличие тезиса, аргументов и вывода; аккуратность и грамотность написания; логичность; правильность использования терминологии.
Требования к выполнению:
Теоретическая часть:
Анализ языкового материала исходит из представления о языке как о системе, имеющей различные уровни:
1) фонетический;
2) морфемный;
3) лексический;
4) морфологический;
5) синтаксический.
Выполняя комплексный анализ текста, необходимо показать, как разные уровни системы языка участвуют в передаче смыслов содержания текста.
При комплексном анализе текста нужно не только увидеть в нем тот или иной троп или фигуру речи, но и показать функции языковых элементов, их способность усилить содержательно-смысловую основу текста.
Задание 1.
Прочитайте фрагменты двух вариантов введений к квалификационным работам. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к данному жанру? Объясните, почему.
- В условиях рыночной экономики информация выступает как один из основных товаров. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, банковскими, информационными системами информации, развитием центров справочной информации, электронной почты, электронного обмена данными и др.
Новейшие достижения в области микроэлектроники привели к появлению новых концепций в организации информационных служб. Благодаря высокопроизводительным процессорам информационно-вычислительные ресурсы приближаются к рабочим местам менеджеров, администраторов и других работников. Совершенствуются системы обработки данных, внедряются автоматизированные рабочие места на базе персональных компьютеров.
Нельзя не отметить, что эффективная работа управленческого звена компании зависит от уровня оснащения компании электронным оборудованием. Особое место занимают компьютеры — инструмент для рационализации управленческого труда. Их использование в последнее время становится основным методом их применения, позволяет сократить время, требуемое на подготовку маркетинговых и производственных проектов.
В данной квалификационной работе мы с помощью программного обеспечения MS Excel сделали расчёт эффективности создания коммерческого предприятия по сборке мультимедийных компьютеров. Электронные таблицы увеличивают эффективность документооборота, улучшают возможность коллективной работы, позволяют наглядно иллюстрировать сложную коммерческую информацию на предприятии.
- Судостроение — отрасль промышленности, производящая постройку судов всех типов и назначений. Что за скупая формулировка для такого богатого понятия! Ведь за этими несколькими словами стоит огромный, волшебный мир! Это мир огромных кораблей, бурлящей воды и сильных мужчин. Встретившись с этим миром однажды, невозможно не полюбить его.
Когда мне было одиннадцать лет, я впервые своими глазами увидел, как новый корабль спускают на воду. Это произвело на меня неизгладимое впечатление, и я решил связать свою жизнь с кораблестроением.
С детства я слышал разговоры о море, кораблях и моряках. Ведь я должен был стать потомственным моряком-подводником. Мой дедушка воевал на подводной лодке, потом стоял у истоков создания советского атомного подводного флота. Мой отец всю жизнь служил на больших современных подводных лодках. Очевидно, что и мне предстояло стать военным моряком. Поэтому теперь, когда настало время выбирать тему квалификационной работы, проблем у меня не было.
Задание 2.
Оформите предложенный фрагмент как письменный пересказ (например, для использования в собственной научной работе):
«Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной» (Тренев Н.Н. Опубликовано в журнале: «Менеджмент в России и за рубежом» №5 / 2000)
Задание 3.
Напишите не менее 2 вариантов фраз для следующих ситуаций:
— начало научного доклада;
— реакция на вопрос, смысл которого докладчиком не понят;
— возражение (несогласие) по поводу высказанного кем-то мнения;
— завершающий этап научного доклада.
Критерии оценки:
- 3 балла выставляется студенту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок
- 2 балла, если при выполнении заданий допущено от 3 до 4 ошибок
- 1 балл, если при выполнении заданий допущено от 4 до 5 ошибок
- 0 баллов, если при выполнении заданий допущено 6 и более ошибок
Задание 4.
Из слов, перечисленных в скобках, выберите наиболее подходящее для использования в научном стиле.
(Публика, аудитория, толпа, люди) слушает то, что интересно ей. То, что интересно нам, она слушает постольку, поскольку это затрагивает ее интересы. (В общем, поэтому) если мы хотим быть услышанными, то нам (нужно, следует, придется, требуется) говорить о проблемах аудитории. Свои проблемы нам следует оставить для себя. Если собрать сведения об аудитории (не получается, не выходит, не представляется возможным), то (надо, лучше, следует) поставить себя на ее место и с (точки зрения, позиции) здравого смысла (попробовать, попытаться) понять ее картину мира, интересы, позицию, проблемы.
Поняв интересы и позицию аудитории, мы ей кратко (называем, рисуем, говорим, обрисовываем) тему нашего выступления. Так же как путешественники имеют карту местности, так и аудитории (лучше, желательно) знать, что будет обсуждаться и какой (приз, выигрыш, награду) она получит от этого обсуждения.
Предварительная структуризация сообщения позволяет заранее (срастить, сблизить, соединить) картины мира, интересы и позиции. Зная о чем (идет разговор, идет речь), аудитория легче (понимает, усваивает, переваривает) материал. Заранее обговоренные темы сообщения (делают меньше, уменьшают) вероятность возникновения (ошибок, искажений, неточностей) и неоднозначных (пониманий, объяснений, толкований) слов лектора.
Критерии оценки:
- 2 балла выставляется студенту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок ________________________________
- 1 балл, если при выполнении заданий допущено от 3 до 4 ошибок
- 0 баллов, если при выполнении заданий допущено 5 и более ошибок
Задание 5.
1) Укажите характерные для официально-делового стиля варианты сочетаемости глаголов и существительных. Например: вносить – вносить предложение; претензия – предъявить претензию.
Возложить, высказать, достигать, заключить, заслушать, затребовать, обеспечить, объявить, оказывать, предъявлять, погашать, продлить, принять, предпринять, рассмотреть, расторгнуть, составить.
Благодарность, виза, выговор, договор, договоренность, документ, задолженность, заявка, иск, кредит, отчет, письмо, повестка, подпись, порицание, постановление, предложение, претензия, приказ, расписка, резолюция, резюме, рекомендация, решение, санкция, содействие, справка, счет, требование, учет, характеристика, цена.
2) Составьте словосочетания существительных с прилагательными, свойственные официально-деловому стилю. Например: доводы – убедительные доводы.
Действия, лицо, необходимость, обстоятельства, организация, ответственность, отношения, порядок, пособие, рассмотрение, расчеты, рентабельность, сотрудничество, срок, скидки, цены.
3) Составьте со следующими предлогами словосочетания в правильном падеже. Например: по мере – по мере продвижения.
Благодаря, ввиду, во избежание, вопреки, в отношении, вследствие, в соответствии, в течение, в целях, по причине, применительно к, согласно, соответственно, со стороны.
Задание 6.
1) Укажите правильный падеж в словосочетаниях: приехать по окончани… института; возвратиться по завершени… строительства, навести справки по прибыти… на место, составить отчет по возвращен… из командировки.
2) Составьте со следующими словами словосочетания, употребив зависимые слова в правильном падеже. Например: препятствовать внедрению.
Свойственный, характерный, указывать, анализировать, вера, уверенность, заслужить, заслуживать, обрадоваться, обрадован, договор, контроль, долг, согласие, соглашение, содействовать, содействие, идентичный, сходный, располагать, иметь, плата, оплата, платить, оплатить.
3) Составьте со следующими предлогами словосочетания в правильном падеже. Например: по мере – по мере продвижения.
Благодаря, ввиду, во избежание, вопреки, в отношении, вследствие, в соответствии, в течение, в целях, по причине, применительно к, согласно, соответственно, со стороны.
Самостоятельная работа № 7
Тема 7. Функционально-стилевая дифференциация современного русского языка. Публицистический стиль. Стиль художественной литературы
Цель: через анализ предложенного фрагмента произведения выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы способствуют передаче содержания текста, его смысла.
Задание: освоение лекционного материала.
Форма представления задания: комплексный анализ текста.
Контроль качества выполненной работы: просмотр комплексного анализа текста.
Критерии оценки выполненной работы: соответствие комплексного анализа текста плану; доказательность суждений; наличие тезиса, аргументов и вывода; аккуратность и грамотность написания; логичность; правильность использования терминологии.
Требования к выполнению:
Теоретическая часть:
Анализ языкового материала исходит из представления о языке как о системе, имеющей различные уровни:
1) фонетический;
2) морфемный;
3) лексический;
4) морфологический;
5) синтаксический.
Выполняя комплексный анализ текста, необходимо показать, как разные уровни системы языка участвуют в передаче смыслов содержания текста.
При комплексном анализе текста нужно не только увидеть в нем тот или иной троп или фигуру речи, но и показать функции языковых элементов, их способность усилить содержательно-смысловую основу текста.
Задание 1.
Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили Вам определить стиль текста.
А). Жизнь общества и государства требует упорядоченности и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, и выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Известно, что внешней формой выражения права является законодательство, которое во все времена люди пытались совершенствовать. Prima facies, одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. 20
Б). В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование. Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до конца 30-х годов XIX в., вместе с тем определил во многих направлениях пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образцом художественного слова для современного читателя. Стремясь к концентрации живых сил русской национальной культуры речи, Пушкин, прежде всего, произвел новый, оригинальный синтез тех разных социально-языковых стихий, из которых исторически складывается система русской литературной речи.
В). Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные… В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется – рукой подать, загорелась школа. И стар и млад – все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет – вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, всѐ скоро кончилось.
Г). Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с конем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось ещѐ одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. Нанесѐн значительный ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.
Образец выполнения работы:
Бунин И.А. «Антоновские яблоки»
С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков.
Стиль – художественный.
Тип речи – описание.
Лексический уровень
Единство текста обеспечивают следующие тематические группы слов:
- Время: с конца сентября; с утра до ночи; по целым дням; иногда к вечеру.
- Пространство: на западе; на севере.
Данные слова не только локализуют явление в пространстве, но и служат средствами связи 3 и 4 предложений приведенного фрагмента.
- Деревья: сады; между листовою; между ветвями.
- Ветер: рвал и трепал; двигались и волновались от ветра.
- Небо: между хмурыми низкими тучами; над тяжелыми свинцовыми тучами; жидкое голубое небо; хребты снеговых гор-облаков.
- Солнце: трепещущий золотистый цвет низкого солнца; солнечный свет ослепительно сверкал.
- Цвет: свинцовыми тучами; жидкое голубое небо; хребты снеговых гор-облаков.
- Свет: золотистый свет; хмурыми тучами; воздух делался чист и ясен; солнечный свет ослепительно сверкал; холодно и ярко сияло.
Преобладают светлые, акварельные тона. Повторяющиеся слова между листвою, между ветвями, между… тучами создают образ зыбкого, трепещущего света.
Данные тематические группы слов создают ощущение воздушности, прозрачности.
В приведенном отрывке использованы следующие тропы:
Эпитеты: жидкое голубое (небо); тяжелыми свинцовыми (тучами); трепещущий золотистый (свет).
Эпитет жидкое передает оттенок цвета и в то же время создает образ осеннего неба, потерявшего яркость, насыщенность красок.
Эпитет свинцовыми усиливает признак, выраженный эпитетом тяжелыми и одновременно передает цветовой оттенок.
Эпитет трепещущий, выраженный причастием, вместе с суффиксом -ист прилагательного золотистый передает зыбкий, мерцающий нежный цвет. Причастие делает описание более динамичным.
Метафора: медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков.
Использованная автором метафора рисует яркую картину неторопливой изменчивости осеннего неба.
Фонетический уровень
Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра.
Во многих предложениях текста, как и в этом, можно увидеть звуковую антитезу: звуки О,У связаны со значением «серый, грустный, пасмурный», а звуки А,Э — со значением «светлый, солнечный».
Морфологический уровень
В первых двух предложениях текста отсутствуют прилагательные. Явления природы описываются глаголами в форме прошедшего времени несовершенного вида, в результате чего создается однотонный образ серого, хмурого, дождливого дня. В следующих предложениях доминируют качественные прилагательные, привносящие свет и акварельные полутона голубого, белого и желтого цветов.
Тавтологическое сочетание глагола сверкал с наречием ослепительно подчеркивает яркость солнечного света.
Синтаксический уровень
Сочинительные сочетания рвал и трепал, чист и ясен, двигались и волновались, холодно и ярко конкретизируют изображаемые явления, придают художественному образу сложность и многогранность.
Сложносочиненные и бессоюзные предложения являются в данном художественном описании средствами создания постепенно разворачивающейся перед читателем картины красоты, гармонии и величия мироздания.
Вывод:
Таким образом, созданный И.А. Буниным пейзаж является философским. Он позволяет почувствовать и осознать неразрывную связь обыденной, повседневной жизни людей с красотой и величием мироздания, единство временного и вечного.
Задание 2.
Подберите принадлежащие к функциональным стилям (публицистическому и художественному) тексты, максимально отражающие особенности того или иного стиля. Произведите их полный стилистический анализ.
Критерии оценки:
- 5 баллов выставляется студенту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок
- 3-4 балла, если при выполнении заданий допущено 3-4 ошибки
- 1-2, если при выполнении заданий допущено 5 ошибок
- 0 баллов, если при выполнении заданий допущено 6 и более ошибок
Самостоятельная работа № 8
Тема 8. Деловая этика. Устное деловое общение.
Цель: раскрыть основные понятия темы; систематизировать знания.
Задание: Написание реферата.
Форма представления задания: Реферат.
Контроль качества выполненной работы: просмотр реферата, защита в форме публичного выступления.
Критерии оценки выполненной работы: соответствие реферата теме; аккуратность и грамотность написания реферата; логичность; правильность использования терминологии.
Требования к выполнению:
Используя требования и методику работы над рефератом, написать реферат на одну из нижеприведенных тем.
Методика работы над рефератом
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)
Реферат – 1) краткое, устное или письменное, изложение научной работы, книги и т.п.; 2) доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников. (Словарь русского языка:В 4 т./ Под ред. А.П. Евгеньевой)
Реферат (от латинского refero – сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. (Советский энциклопедический словарь. М., 1981)
Реферат – вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста. (Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1993)
Как видим, во всех словарях понятие «реферат» трактуется одинаково, но наиболее полным является определение, данное в словаре «Педагогическое речеведение».
Отличительные признаки реферата:
а) смысловая адекватность первоисточнику;
б) полнота изложения содержания первоисточника при небольшом объеме полученного вторичного текста (информационная полнота);
в) точность и объективность в передаче содержания первоисточников;
г) стилевая однородность реферата, его выдержанность в строго научном стиле (не в научно-популярном и не в научно-публицистическом!);
д) определенная типовая структура текста;
е) особые языковые клише, характерные для реферата.
Отличительные признаки конспекта и реферата
Конспект, как правило, составляется для личного пользования и отражает индивидуальные потребности составителя в той или иной информации. Поскольку конспекты не предназначены для публикации, они могут иметь достаточно произвольный вид. Необязательными для конспекта являются такие признаки, как целостность и информационная полнота, связность и структурная упорядоченность. Автор конспекта может использовать только ему понятные пометки, сокращения слов, рисунки-символы, графические обозначения, что в жанре реферата недопустимо.
Реферат, в отличие от конспекта, создается для коллективного пользования, для всех желающих познакомиться с информацией. Научные рефераты обязательно публикуются. Это накладывает на составителей рефератов определенные обязательства. Так, реферат должен представлять собой предметно-логическое и стилевое единство, связное целое, он должен быть структурно упорядочен, завершен. В нем не допускаются сокращения, условные и графические обозначения, непонятные другим людям.
В отличие от конспекта, в реферат отбирается вся объективно ценная информация, а не только та, которая интересна автору. Реферат более полно излагает содержание работы, чем конспект. В нем не только перечисляются, но и подробно рассматриваются основные проблемы исходного текста, приводится система аргументации с примерами, пояснениями, иллюстрациями. Если описывается какое-то исследование, то непременно освещаются методика его проведения, а также полученные результаты. Реферат – более объективированный документ, чем конспект. Он должен быть абстрагирован от всего индивидуально-личностного, субъективно-оценочного. Его цель – дать полное объективное представление о характере освещаемой работы (или работ) в компактной, экономной форме.
Рекомендации по составлению реферата.
Этапы работы:
- формулирование темы, причём она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию;
- подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников);
- составление библиографии;
- обработка и составление информации;
- разработка плана реферата;
- написание реферата;
- публичное выступление с результатами исследования.
Напоминание о свойствах текста
После отбора необходимой информации, ее обобщения и систематизации встает проблема написания текста реферата. Текст реферата не должен быть «сшивкой» фраз из первоисточников или дословным копированием исходных материалов, а новым текстом, созданным в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному речевому высказыванию. Какие именно признаки должны быть присущи такому высказыванию? К их числу можно отнести следующие свойства:
- содержательно-тематическое единство;
- подчиненность всех предложений реализации одной цели, идеи, основной мысли;
- логическая и языковая связность;
- структурная упорядоченность;
- смысловая и композиционная завершенность;
- стилевая однородность.
Структура реферата:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть (сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности информации по теме);
- заключение (замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, её значении);
- список литературы.
Требования к оформлению реферата
- Объем реферата может быть в пределах 5-15 печатных страниц; приложения в объём реферата не входят.
- Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
- Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
- Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки реферата
- Актуальность темы исследования.
- Соответствие содержания теме.
- Глубина проработки материала.
- Правильность и полнота использования источников.
- Соответствие оформления реферата стандартам. Написанный реферат становится основой для устного сообщения.
Поскольку реферат – это жанр научной литературы, следует учитывать ведущие черты научного стиля речи, такие как:
– подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;
– точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;
– отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;
– объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения Я и глаголов в 1-м лице единственного числа
чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……),
безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим
проблему…).
Темы рефератов
- Деловое общение как системно-интегративная деятельность.
- Эмоционально-волевая саморегуляция и самосовершенствование
в искусстве коммуникативной самоорганизации.
- Коммуникативная компетентность как способность устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
- Невербальные средства общения.
- Знаки внимания при общении.
- Обратная связь и её значение при общении.
- Деловые дискуссии.
- Публичные выступления.
- Деловые совещания.
- Типичные трудности и техника межличностного общения.
- Русский язык как инструмент межнационального общения на территории России и бывших советских республик.
- Культура речи как неотъемлемая часть культуры личности: почему важно говорить и писать правильно.
- Речь в сферах межличностного и социального общения: отличительные особенности.
- Лексическая составляющая языка как основа грамотности и точности выражения мысли.
- Богатство выразительных и изобразительных средств русского языка (лексические и синтаксические средства).
- Устная речь, особенности подготовленной и неподготовленной устной речи.
- Письменная речь, ее отличие от устной формы речи.
- Структура высказывания (синтагма, тембр и темп речи, мелодика, интонация, типы ударения).
- Общая характеристика спора. Дискуссия и полемика как виды спора.
- Логические и социально-психологические аспекты спора.
- Служебное общение, виды деловых бесед.
- Деловые переговоры.
- Правила делового этикета.
- Виды служебной документации.
- Требования к оформлению служебной документации.
- Источники и причины засорения речи.
- История ораторского искусства.
- Оратор и его аудитория.
- Речь как средство коммуникации.
- Этикетные формулы русского языка.
- Роль культура речи в моей будущей профессии.
- Умения и навыки речевого общения, необходимые для успешной работы.
- Оценка современного состояния русской речи.
- Положительные и отрицательные тенденции в использовании языка в современном мире.
Рекомендуемые источники информации:
Основные источники:
- Панфилова, А. П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под общ. ред. А. П. Панфиловой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 231 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03228-4. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/82FA4372-C48B-4106-88BC-0E2650246585
- Панфилова, А. П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для СПО / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 258 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03233-8. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/D6B82178-F5C5-4091-8AA0-AECF4E1482FE
Дополнительные источники:
- Самсонов, Н. Б. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для СПО / Н. Б. Самсонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00829-6. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/AFD0F749-6864-421F-A418-372CA5945F5B
- Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учеб.-практ. пособие для СПО / В. Д. Черняк [и др.] ; под общ. ред. В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-5245-2.Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/B6B65CFD-8816-47F6-AF8F-9EDB4C53F8C8
- Титов, О. А. Русский язык и культура речи. Практикум по орфографии : учебное пособие для СПО / О. А. Титов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 166 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04484-3.Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/AEC9F59D-B4DB-43CB-966A-BA3B4B4C54DB
- Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : учебник / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. (Электронное издание) — 2-е изд. — СПб. : Златоуст, 2017. — 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog. .- Загл. с экрана
Журналы:
Социально-гуманитарные знания Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9127
Интернет-ресурсы:
- Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) — Режим доступа: http://www.ruslang.ru
- Электронный ресурс справочно-информационного интернет-портала Русский язык» — Режим доступа: http://www.gramota.ru
- Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства «Азбуковник» — Режим доступа: http://www.slovari.ru
- Русский язык: говорим и пишем правильно — ресурс о культуре письменной и устной речи — Режим доступа: http://www.gramma.ru
- «Грамотная речь или учимся говорить по-русски». Словари, ссылки. — Режим доступа: http://cultrechi.narod.ru
- Сборник тестов по русскому языку, регистрация. — Режим доступа:http://rostest.runnet.ru
КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполнение самостоятельной работы является обязательным условием для допуска к промежуточной аттестации обучающегося.
Для проверки эффективности самостоятельной работы студента необходим ее контроль. К видам контроля относится:
- устный опрос;
- письменные работы.
Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, проявление коммуникативных навыков. Устный опрос ориентирован на оценку знаний. Устный опрос проводится в форме собеседования.
Письменная работа предназначена для проверки выполнения заданий самостоятельной работы, проводится на практических занятиях направлена на оценку сформированных умений.
По итогам устных опросов и проверки письменных работ выставляется оценка по следующей шкале (табл. 1)
Табл. 1
Шкала оценивания знаний и умений, сформированных по итогам выполнения самостоятельной работы
Индикаторы компетенции | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | отлично |
Полнота знаний | Уровень знаний ниже минимальных требований. Имели место грубые ошибки. | Минимально допустимый уровень знаний. Допущено много негрубых ошибки. | Уровень знаний в объеме, соответствующем программе подготовки. Допущено несколько негрубых ошибок | Уровень знаний в объеме, соответствующем программе подготовки, без ошибок. |
Наличие умений | При выполнении стандартных заданий не продемонстрированы основные умения.
Имели место грубые ошибки. |
Продемонстрированы основные умения. Решены Выполнены типовые задания с негрубыми ошибками. Выполнены все задания, но не в полном объеме. | Продемонстрированы все основные умения. Выполнены все основные задания с негрубыми ошибками. Выполнены все задания, в полном объеме, но с некоторыми недочетами. | Продемонстрированы все основные умения, выполнены все основные задания с отдельными несущественными недочетами, выполнены все задания в полном объеме. |
Уровень сформированности компетенций | Низкий | Ниже среднего | Средний | Высокий |
Список литературы:
1.Панфилова, А. П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под общ. ред. А. П. Панфиловой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 231 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03228-4. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/82FA4372-C48B-4106-88BC-0E2650246585
2.Панфилова, А. П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для СПО / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 258 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03233-8. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/D6B82178-F5C5-4091-8AA0-AECF4E1482FE
3.Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учеб.-практ. пособие для СПО / В. Д. Черняк [и др.] ; под общ. ред. В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-5245-2.Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/B6B65CFD-8816-47F6-AF8F-9EDB4C53F8C8
4.Самсонов, Н. Б. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для СПО / Н. Б. Самсонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00829-6. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/AFD0F749-6864-421F-A418-372CA5945F5B
5.Титов, О. А. Русский язык и культура речи. Практикум по орфографии : учебное пособие для СПО / О. А. Титов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 166 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04484-3.Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/AEC9F59D-B4DB-43CB-966A-BA3B4B4C54DB