Категория: Педагогический потенциал
Мотивация и особенности профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения через активизацию личностного потенциала
Заинтересовать людей работой — значит реализовать планы. Заинтересовать воспитателей в профессиональном развитии – значит обеспечить успех в развитии ДОУ.
Мотивация – это один из важнейших компонентов педагогической деятельности, который можно определить как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к определенной деятельности, а также это то, на что направляется деятельность в данном конкретном случае, т.е. то, что определяет её цель. Таким образом, мотивация педагога является тем необходимым условием, которое определяет эффективность, успешность его деятельности.
Профессиональное развитие педагогов может проходить под влиянием педагогической среды, педагогического коллектива и профессиональной деятельности его членов. Однако результаты такого развития будут складываться стихийно, под влиянием самых разнообразных факторов. И если мы хотим получить эти результаты, нужна целенаправленная работа, то есть необходимо изучение возможностей профессионального развития каждого педагога.
Выдвигая на передний план функциональный подход в управлении профессиональным развитием, можно выделить одну из основных функций – мотивационно целевую. Тогда задачей администрации образовательной организации становится создание условий, которые мотивировали бы педагогов на профессиональное развитие.
Под мотивацией педагогов следует понимать процесс побуждения сотрудников к деятельности для достижения целей ДОУ. Можно выделить пять групп педагогов с различным соотношением внешней и внутренней мотивации в зависимости от стажа их работы.
О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Когда основу мотивации профессиональной деятельности составляет стремление к удовлетворению потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы могут дифференцироваться на внешние положительные или внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы.
К I группе можно отнести педагогов с преобладанием внутренней мотивации. Для педагогов этой группы характерны активность в инновационной деятельности, желание иметь интересную работу, стремление к творческому росту. Это педагоги, имеющие педагогический стаж от 2 до 10 лет, а также больше 15 лет.
II группа – это педагоги с преобладанием внутренней и внешней положительной мотивации. Для них характерно желание добиться признания, ориентация на саморазвитие, стремление к достижению различных успехов в своей профессиональной деятельности. Эта группа педагогов является самой многочисленной и имеет представителей с различным стажем работы.
В III группу входят педагоги с преобладанием внешней положительной мотивации. Они, в основном, ориентируются на внешние оценки своей деятельности, весьма чувствительны к материальным стимулам, что позволяет руководителям эффективно влиять на их труд. Наибольшее количество педагогов с преобладающими внешними положительными мотивами можно встретить среди педагогов со стажем работы менее 5 лет и со стажем от 10 и до 20 лет.
IV группа педагогов с преобладающими внешними положительными и отрицательными мотивами. Для них наиболее актуальна потребность в гарантиях и безопасности со стороны руководства, поскольку эти педагоги этой категории отличаются стремлением к избеганию любой критики и дисциплинарных взысканий. Чаще всего к этой группе можно отнести педагогов, имеющих стаж работы свыше 20 лет.
К V группе можно отнести педагогов с преобладанием внешних отрицательных мотивов. Они отрицательно реагируют на различные организационные изменения и новшества в педагогической деятельности. Для этой группы педагогов характерно приобретение определенного статуса, потребность в признании, что позволяет удовлетворить свои потребности, обеспечить защиту от различных претензий и наказаний. Чаще всего это педагоги, имеющих педагогический стаж более 20 лет, а также, люди пенсионного возраста, продолжающие трудиться.
Таким образом, все факторы мотивации можно свести к нескольким: признание и одобрение; личностное развитие; безопасные и комфортные условия для работы; признание значимости деятельности; справедливость в оценивании результатов работы; заработная плата, включающая стимулирующие выплаты; социальный пакет.
Мотивация отражает, насколько педагог способен понять и принять цели образовательной организации. Именно мотивация способна повышать результативность и качество работы и предоставляемых услуг, помогать в достижении профессиональных целей, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение, а также улучшать микроклимат в учреждении.
Стимулирование труда призвано создавать условия, при которых активная трудовая деятельность педагога достигает определенных, заранее зафиксированных результатов и становится достаточным условием для удовлетворения потребностей работника, в результате чего у него происходит формирование мотивов труда.
Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определенную базу — нормативный уровень трудовой деятельности.
Для разработки и внедрения эффективной системы мотивации и стимулирования, необходимо реализовать три этапа:
- провести диагностику мотивационной среды;
- разработать систему мотивации и стимулирования, в которой комплексно применять материальные и моральные средства;
- регулярно проводить мониторинг и коррекцию мотивационной системы.
Система стимулирования труда сотрудников наиболее эффективно осуществляется на основе теорий мотивации. Ученые разных стран разрабатывали теории мотивации. Наиболее известные из них:
- Теория мотивации А. Маслоу, сущность которой сводится к изучению потребностей человека (физиологических, социальных, потребности самовыражения, потребности в безопасности и уверенности в будущем, потребности в уважении).
- Теория мотивации Мак Клелланда, значительная роль в которой отводится потребностям более высоких уровней (стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию).
- Теория Фредерика Герцберга, в основе которой лежат гигиенические факторы и собственно мотивация.
Но мы придерживаемся теории мотивации Л.С. Выготского и его последователей А. Н. Леонтьева и Б. Ф. Ломова, которые исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности.
Согласно теории Л.С. Выготского, в психике человека присутствуют два параллельных уровня развития — высший и низший. Они развиваются параллельно и определяют высокие и низкие потребности человека, поэтому удовлетворить потребности одного уровня средствами другого невозможно.
В рамках этой теории, изучив данные сотрудников, руководитель может успешно построить собственную эффективную систему стимулирования работников.
Возможное стимулирование трудовой деятельности, применяемое в образовательном учреждении, должно быть согласовано и принято на педагогическом совете образовательного учреждения.
Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Профессиональное совершенствование педагога предполагает интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений.
Профессиональное развитие личности педагога – это процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности. В ходе него влияние социальной среды преломляется через внутренние условия развития личности педагога и происходит самоформирование. Исходной базой развития педагога-профессионала является осознанное отношение к своей профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, а также способность к самоконтролю и самосовершенствованию.
Педагог в этом процессе является одновременно носителем и проводником усвоенных им профессионально значимых качеств, объектом воздействия на него социальных условий и субъектом, активно преобразующим педагогическую деятельность и себя. Формирование, изменение, ослабление или усиление профессионально значимых качеств возможно в ходе профессиональной социализации личности педагога, то есть усвоения им профессионального опыта и культуры, а также индивидуализации — неповторимо индивидуального способа и формы присвоения профессиональных отношений.
Характеристиками профессионального развития личности педагога выступают следующие параметры:
- структура, определяющаяся последовательностью вхождения педагога в профессиональную деятельность;
- противоречия, являющиеся результатом взаимодействия объективных и субъективных факторов и основой развития; основное противоречие между объективными требованиями педагогической деятельности и сложившимися качествами личности;
- направленность, как системное качество (отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней);
- время существования системы обусловленных педагогической деятельностью взаимодействующих субъективных и объективных факторов, т.е. собственное время профессионального развития личности педагога;
- гетерохронность и неравномерность формирования профессионально значимых качеств, которое выражается прогрессом в выполнении одних действий (операций) в сочетании с неизменностью или даже регрессом в выполнении других действий (операций).
На разных этапах профессионального становления педагога роль самообразования наиболее важна, но содержательно и методически может быть организована по-разному.
Профессиональное самообразование начинающего педагога: творческое освоение им своей профессиональной роли для адекватного ее исполнения, применение на практике полученных знаний, — становится необходимым условием профессионального развития.
На стадии мастерства продолжается становление профессионально значимых характеристик личности. Преобразование, совершенствование сложившихся способов деятельности и переход к наиболее высокому — творческому — уровню овладения ею возможен, если личность проявляет сверхнормативную активность. Необходимо отметить, что в противном случае при достижении личностью определенного уровня профессионального развития наступает стагнация, то есть прекращается ее прогрессивное развитие. Проявление личностью своей индивидуальности состоит в преобразовании нормативно-заданной деятельности и выборе различных профессиональных позиций.
Эффективность самообразования педагога возрастает в том случае, если оно исходит из идеи всестороннего развития специалиста как личности, если новая информация осмыслена педагогом, «пропущена через себя». В этом случае она служит для развития собственной личности, превращается в средство воспитательного воздействия педагога.
Однако сложность организации педагогического самообразования заключается в том, что она представляет собой объективно-субъективный процесс. Поэтому в управлении системой самообразования главным является индивидуальное сознание конкретного педагога, которое регулируется внешней управляющей системой. Такое построение системы самообразования предполагает решение каждым элементом управления специфических задач своего уровня, исходя из принципов организации педагогического самообразования.
Из вышесказанного можно сделать вывод: всестороннее развитие своей личности для обеспечения высокого качества обучения и воспитания детей является целевой функцией самообразования педагога.
Поскольку саморазвитие представляет собой деятельность, которая предусматривает определенные усилия, для ее возникновения у педагога должен появиться мотив.
Мотивами профессионального развития педагога являются собственное желание, а также факторы влияния окружающей профессиональной среды.
Оба мотива неразрывно связаны: педагог сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему методической работы, и потому последняя приобретает характер самообразования. С другой стороны, как бы педагог сам не заботился о своём профессиональном росте, сколько бы ни думал о нём, как бы тщательно сам ни проектировал его, он не сможет не воспользоваться внешними источниками, которые ему предлагает образовательная среда.
Мотивация профессионального развития – процесс побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысла в профессии.
Таким образом, грамотно построенное управление, руководство педагогическим коллективом, а также средства мотивирования являются необходимым фактором профессионального развития любого педагога. Система научно обоснованных мероприятий, направленных на вовлечение в самообразование всех педагогов, включает в себя упорядочение и совершенствование их самостоятельной работы по повышению и поддержанию уровня своей профессиональной квалификации, гармоничному развитию своей личности.
Таким образом, мы можем сформулировать условия продуктивного самообразования педагога:
- Саморазвитие является потребностью для педагога.
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает, как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой, диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Система самообразования педагога включает следующие компоненты: установку; педагогический самоанализ; цели и задачи; содержание; методы; эффективность обучения и воспитания.
Управляющим механизмом системы является установка (или мотив) на самообразование.
Использованная литература
- Ильин С.П. Мотивация и мотивы. –СПб, 2000.
- Лепешова Е. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы / Е.Лепешова // Вести образования. — 2009. — №8.
- Короткина О. Как организовать работу по самообразованию // Дошкольное воспитание, № 8, 2004.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
- Профессиональное развитие личности педагога — http://ulfek.ru/professionalnoe-samoobrazovanie-pedagoga/760-professionalnoe-razvitie-lichnosti-pedagoga.html (05.03.2017)