Категория: Педагогические технологии
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ГБПОУ НГК
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом»
(А. Франс)
Современное общество диктует следующие требования в квалифицированных, конкурентоспособных специалистах, обладающих достаточным уровнем компетенций, способных быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях современного рынка. Поэтому внедрение практико-ориентированного подхода в современном образовании позволяет сформировать новую модель будущего специалиста, востребованного на рынке труда и полностью отвечающего условиям социально-экономического развития страны. Реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий, созданию условий для подготовки работников, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.
Задача образовательного учреждения – это подготовка востребованного рынком труда и ведущих компаний города специалиста, обладающего необходимым багажом знаний и умений для дальнейшей успешной трудовой деятельности.
Образовательные организации могут построить свои модели взаимодействия с предприятиями.
Таким образом, определяются условия применения практико-ориентированного подхода к подготовке специалистов среднего звена в условиях колледжа:
— содержание подготовки актуализируется по дисциплинам профессионального цикла и профессиональным модулям на основе анализа требований работодателя;
— для проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла и междисциплинарным курсам обеспечивается лабораторно-практическая база с ориентацией на современный уровень техники и технологий (возможно, на договорной основе);
— все виды практик проводятся на базе промышленных предприятий соответствующего профиля с использованием современного технико-технологического потенциала;
— готовность преподавательского состава к реализации актуализированной образовательной программы обеспечивается проведением стажировок преподавателей на соответствующих предприятиях и привлечением работников предприятий к участию в учебном процессе.
Для реализации практико-ориентированного подхода в подготовке по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) в соответствии с выделенными условиями выполняется следующее:
— проведение анализа рынка труда специалистов, имеющих квалификацию Менеджер по продажам по специальности Коммерция (по отраслям);
— подбор предприятий, имеющих потребность в специалистах среднего звена по специальности Коммерция (по отраслям);
— заключение договоров между образовательной организации и предприятием с определением плана взаимодействия (утверждение дорожной карты).
В своей профессиональной деятельность во время проведения учебной и производственной практики я ориентируюсь на поставленную цель: сформировать профессиональные компетенции будущего квалифицированного рабочего посредством внедрения практико-ориентированного подхода. В соответствии с поставленной целью я решаю следующие задачи:
- освоение профессиональных и общих компетенций в соответствии с профессиональной деятельностью;
- повышение интереса к обучению, увеличение мотивации за счет новизны и сочетания более разнообразных и наглядных методов обучения;
- создание целостной оптимальной модели взаимодействия теоретической части обучения в колледже и практикой работы на предприятии;
- развитие социального партнерства с предприятиями торговли с целью повышения качества образования выпускника и формирования устойчивого интереса к выбранной специальности.
Для решения задач на занятиях учебной и производственной практики стараюсь создать особый доброжелательный микроклимат, взаимопонимание, взаимоуважение к обучающимся. При подготовке к учебной практике выбираю пути сочетания различных форм, методов и средств обучения.
Например:
По уровню познавательной активности:
— использую элементы игры, работу в группах;
— провожу уроки-экскурссии (посещение ведущих торговых предприятий города), наглядно-иллюстративные (презентации);
— практические работы, тесты.
По источнику информации: — словесный (актуализация опорных знаний); метод проверки умений и навыков (фронтальный и индивидуальный опрос).
С применением практико-ориентированного подхода на занятиях я вовлекаю обучающихся в трудовую деятельность с целью формирования общих и профессиональных компетенций, приобретения и применения ими знаний в любой стандартной и нестандартной ситуации.
В период прохождения практики обучающиеся ведут дневники практики, а по результатам практики ими составляется отчет, который утверждается руководителем по практике от базовой организации.
Я предлагаю студентам в качестве приложения к дневнику практики составить презентацию по окончании изучения профессионального модуля (производственной практики), далее на основании презентации осуществляется защита производственной практики. В своих выступлениях студенты не только характеризуют деятельность торговой организации, но и оценивают собственную деятельность во время практики, с точки зрения целей и задач практики, освоенных компетенций.
Студенты во время защиты производственной практики учатся анализировать, выделять главное, работать в команде.
Итак, результативность педагогической деятельности с применением практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке специалистов среднего звена в ГБПОУ НГК:
Для студента:
— адресное распределение;
— гарантированное трудоустройство;
— более высокое качество образовательных услуг через внедрение модульных, практико-ориентированных, имитационных, проектных и других инновационных педагогических технологий;
— улучшение условий обучения посредством укрепления материальной базы аудиторий, лабораторий и т.д.
Для колледжа:
— увеличение эффективности взаимодействия с работодателями;
— повышение имиджа колледжа на рынке образовательных услуг;
— рост числа выпускников, работающих по специальности.
Список литературы
- Жулалова, И.В. Проблема организации практико-ориентированного обучения в вузе / И.В. Жулалова. – URL: http://www.pssw.vspu.ru/other/science/publications /jul_predu.htm.
- Северов В. Г. Тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров / В.Г. Северов // Новиков А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. — М., 2011
- Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, sisp.nkras.ru
- Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1.