ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ГБПОУ НГК

289
Автор: Романова Наталья Валентиновна, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ НГК г. Нижний Новгород
Категория: Педагогические технологии

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом»

(А. Франс)

Современное общество диктует следующие  требования в квалифицированных, конкурентоспособных специалистах, обладающих достаточным уровнем компетенций, способных быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях современного рынка. Поэтому внедрение практико-ориентированного подхода в современном образовании позволяет сформировать новую модель будущего специалиста, востребованного на рынке труда и полностью отвечающего условиям социально-экономического развития страны. Реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий, созданию условий для подготовки работников, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

Задача образовательного учреждения – это подготовка востребованного рынком труда и ведущих компаний города специалиста, обладающего необходимым багажом знаний и умений для дальнейшей успешной трудовой деятельности.

Образовательные организации могут построить свои модели взаимодействия с предприятиями.

Таким образом, определяются условия применения практико-ориентированного подхода к подготовке специалистов среднего звена в условиях колледжа:

— содержание подготовки актуализируется по дисциплинам профессионального цикла и профессиональным модулям на основе анализа требований работодателя;

— для проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла и междисциплинарным курсам обеспечивается лабораторно-практическая база с ориентацией на современный уровень техники и технологий (возможно, на договорной основе);

— все виды практик проводятся на базе промышленных предприятий соответствующего профиля с использованием современного технико-технологического потенциала;

— готовность преподавательского состава к реализации актуализированной образовательной программы обеспечивается проведением стажировок преподавателей на соответствующих предприятиях и привлечением работников предприятий к участию в учебном процессе.

Для реализации практико-ориентированного подхода в подготовке по специальности 38.02.04  Коммерция (по отраслям)  в соответствии с выделенными условиями выполняется следующее:

— проведение анализа рынка труда специалистов, имеющих квалификацию Менеджер по продажам по специальности Коммерция (по отраслям);

— подбор предприятий, имеющих потребность в специалистах среднего звена по специальности Коммерция (по отраслям);

— заключение договоров между образовательной организации и предприятием с определением плана взаимодействия (утверждение дорожной карты).

В своей профессиональной деятельность во время проведения учебной и производственной практики я ориентируюсь на поставленную цель: сформировать профессиональные компетенции будущего квалифицированного рабочего посредством внедрения практико-ориентированного подхода. В соответствии с поставленной целью я решаю следующие задачи:

  • освоение профессиональных и общих компетенций в соответствии с профессиональной деятельностью;
  • повышение интереса к обучению, увеличение мотивации за счет новизны и сочетания более разнообразных и наглядных методов обучения;
  • создание целостной оптимальной модели взаимодействия теоретической части обучения в колледже и практикой работы на предприятии;
  • развитие социального партнерства с предприятиями торговли с целью повышения качества образования выпускника и формирования устойчивого интереса к выбранной специальности.

Для решения задач на занятиях учебной и производственной практики стараюсь создать особый  доброжелательный микроклимат, взаимопонимание, взаимоуважение к обучающимся. При подготовке к учебной практике выбираю пути сочетания различных форм, методов и средств обучения.

Например:

По уровню познавательной активности:

— использую элементы игры, работу в группах;

— провожу уроки-экскурссии (посещение ведущих торговых предприятий города), наглядно-иллюстративные (презентации);

— практические работы, тесты.

По источнику информации: — словесный (актуализация опорных знаний); метод проверки умений и навыков (фронтальный и индивидуальный опрос).

С применением практико-ориентированного подхода на занятиях я вовлекаю обучающихся в трудовую деятельность с целью формирования общих и профессиональных компетенций, приобретения и применения ими знаний в любой стандартной и нестандартной ситуации.

В период прохождения практики обучающиеся ведут дневники практики, а по результатам практики ими составляется отчет, который утверждается руководителем по практике от базовой организации.

Я предлагаю студентам в качестве приложения к дневнику практики составить презентацию по окончании изучения профессионального модуля (производственной практики), далее на основании презентации осуществляется защита производственной практики.  В своих выступлениях студенты не только характеризуют деятельность торговой организации,  но и  оценивают собственную деятельность во время практики, с точки зрения целей и задач практики, освоенных компетенций.

Студенты во время защиты производственной практики учатся анализировать, выделять главное, работать в команде.

Итак, результативность педагогической деятельности с применением практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке специалистов среднего звена в ГБПОУ НГК:

Для студента:

— адресное распределение;

— гарантированное трудоустройство;

— более высокое качество образовательных услуг через внедрение модульных, практико-ориентированных, имитационных, проектных и других инновационных педагогических технологий;

— улучшение условий обучения посредством укрепления материальной базы аудиторий, лабораторий и т.д.

Для колледжа:

— увеличение эффективности взаимодействия с работодателями;

— повышение имиджа колледжа на рынке образовательных услуг;

— рост числа выпускников, работающих по специальности.

Список литературы

  1. Жулалова, И.В. Проблема организации практико-ориентированного обучения в вузе / И.В. Жулалова. – URL: http://www.pssw.vspu.ru/other/science/publications /jul_predu.htm.
  2. Северов В. Г. Тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров / В.Г. Северов // Новиков А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. — М., 2011
  3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий,  Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, sisp.nkras.ru
  4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ГБПОУ НГК