ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Творческо — информационный проект Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

93
Автор: Жулина Наталья Владимировна, воспитатель г.о.г. Выкса. МБДОУ детский сад №2 "Ромашка"
Категория: Научно-методическая работа

Творческо — информационный проект

Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Для детей 5 – 6 лет

Паспорт проекта

  1. Вид проекта: творческо — информационный.
  2. Продолжительность проекта: долгосрочный, 8 месяцев.
  3. Участники проекта: воспитатель группы №1 «Страна чудес», родители — законные представители воспитанников.
  4. Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
  5. Актуальность проблемы.

Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют, как дети, то многие взрослые тоже рисуют, как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования.

Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие «живых» впечатлений и возможность изобразить все необходимое.

Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально попробовала применить элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

  1. Цель проекта:

Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

  1. Задачи проекта:

— Знакомить детей с разнообразными нетрадиционными техниками рисования.

— Знакомить с художественными материалами и их свойствами, учить манипулировать разнообразными по качеству, свойствам материалами, инструментами, комбинируя их, используя различные нетрадиционные техники рисования.

— Находить средства выразительности, способы выражения для использования замысла, добиваясь поставленной изобразительной задачи.

— Развитие творческое воображение и фантазию.

— Воспитывать уверенность в свои способности, самостоятельность, инициативность.

  1. Предполагаемый результат:

для педагога:

повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

удовлетворенность работой;

систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно- творческих способностей.

для детей:

развитие детского творчества в изобразительной деятельности;

совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке;

умение самостоятельно искать нужное решение;

способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

навыки коммуникативного общения;

для родителей:

осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

бережное отношение к продуктам детского творчества;

партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

  1. Предварительная работа:

Рассматривание рисунков, нарисованных

разнообразными нетрадиционными техниками рисования, беседы.

  1. Сотрудничество с семьей:

— Анкетирование родителей на тему«Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

— Буклеты для родителей «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста»

— «Учите рисовать в нетрадиционной технике». Буклет «Виды нетрадиционного рисования.

— Консультация для родителей «Рисовать — это важно!» Печатная консультация.

— Выставка совместных работ родителей и детей на тему: «Рисуем всей семьей» Выставка совместных работ

  1. Взаимодействие со специалистами:

Праздники и развлечения совместно с музыкальным руководителем.

  1. Продукт проектной деятельности:

1 этап подготовительный:

  1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, нахождение и установление эффективных связей с родителями).

2 этап основной, творческо-информационный:

  1. Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:

экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;

умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;

умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;

самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;

  1. Развитиехудожественного вкуса.
  2. Создание развивающейсреды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  3. Изучение творческогопотенциала воспитателей, анкетирование родителей.
  4. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.
  5. Разработка цикла занятий с детьми в рамках проекта.
  6. Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.
  7. Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники.
  8. Организация работы по реализации проекта.

3 этап заключительный:

  1. Совместная художественная деятельность детейи родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.
  2. Проведение мониторинга удовлетворенностиродителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.
  3. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.

План реализация проекта.

Сроки. Тема занятия. Нетрадиционные техники. Программное содержание. Оборудование.

Сентябрь. Свободное экспериментирование с материалами.

Различные .

  1. Выявить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
  2. Формировать умение выбирать самостоятельно технику и тему. Бумага, разведенная гуашь разных цветов, акварель, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, кисть для рисования, зубные щетки, бумажные салфетки, влажная губка.

Ноябрь. Экспериментирование с материалами

Путешествие в страну «Нетрадиционного рисования». Бумага формата А5, гуашь, акварель, трубочки для коктейля, стаканчики с мыльным раствором, кисти, стаканчик с водой, губка, фломастеры, маркеры.

Декабрь «Зимние напевы»

Набрызг .

  1. Знакомство с техникой –набрызг, ее особенностями.
  2. Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие.
  3. Учить отражать в рисунке впечатления от зимы.
  4. Создавать композицию рисунка, располагая внизу –деревья

–снег

(с помощью набрызга). Листы бумаги, цветная гуашь, зубные щетки, стакан с водой, салфетки.

Январь

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

Тычок жесткой кистью

  1. Знакомство с техникой–тычок жесткой кистью, ее особенностями.
  2. Учить создавать выразительный образ животных, используя технику тычка.
  3. Развиватьумение пользоваться выразительными средствами графики.
  4. Закрепить навыки работы с данными материалами Бумага, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы.

Февраль.  Экспериментирование с манной крупой Манная крупа.

  1. Вызвать интерес к работе с данным материалом Подносы, манная крупа разного цвета.

Март «Источник витаминов – фрукты» Рисование манной крупой

  1. Знакомство с техникой – рисование манной крупой, ее особенностями.
  2. Учить создавать выразительный образ, используя данную технику.
  3. Развиватьумение пользоваться выразительными средствами графики.
  4. Закрепить навыки работы с данными материалами Листы бумаги, клей,

простой карандаш, салфетки, манная крупа разного цвета.

Апрель. «Весеннее дерево» Кляксография с трубочкой

  1. Знакомство с техникой–кляксография с трубочкой, ее особенностями.
  2. Показать выразительные возможности техники — кляксография.
  3. Учить дорисовывать детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными образами.
  4. Упражнять в отображении состояния настроения в рисунках.

Листы бумаги, разведенная гуашь разных цветов, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, кисть для рисования,

бумажные салфетки.

Май. «Разноцветные бабочки» Монотипия предметная

  1. Знакомство с техникой– монотипия предметная, ее особенностями.
  2. Познакомить с нетрадиционной техникойизображения монотипией предметной, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.
  3. Развивать умения детей рисовать предмет, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Бумага, кисти, акварель, влажная губка.

Список использованной литературы.

  1. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 2012г.
  2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2011 г.
  3. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2014 г.
  4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2014 г.
  5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду – Москва 2010
  6. Васильева, Веракса, Комарова: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
  7. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ

Детского сада №2 «Ромашка»

Творческо — информационный проект Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».