Категория: Научно-методическая работа
Творческо — информационный проект Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Творческо — информационный проект
Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Для детей 5 – 6 лет
Паспорт проекта
- Вид проекта: творческо — информационный.
- Продолжительность проекта: долгосрочный, 8 месяцев.
- Участники проекта: воспитатель группы №1 «Страна чудес», родители — законные представители воспитанников.
- Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
- Актуальность проблемы.
Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.
И если дети рисуют, как дети, то многие взрослые тоже рисуют, как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования.
Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие «живых» впечатлений и возможность изобразить все необходимое.
Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально попробовала применить элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
- Цель проекта:
Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
- Задачи проекта:
— Знакомить детей с разнообразными нетрадиционными техниками рисования.
— Знакомить с художественными материалами и их свойствами, учить манипулировать разнообразными по качеству, свойствам материалами, инструментами, комбинируя их, используя различные нетрадиционные техники рисования.
— Находить средства выразительности, способы выражения для использования замысла, добиваясь поставленной изобразительной задачи.
— Развитие творческое воображение и фантазию.
— Воспитывать уверенность в свои способности, самостоятельность, инициативность.
- Предполагаемый результат:
для педагога:
повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
удовлетворенность работой;
систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно- творческих способностей.
для детей:
развитие детского творчества в изобразительной деятельности;
совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке;
умение самостоятельно искать нужное решение;
способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;
способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
навыки коммуникативного общения;
для родителей:
осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
бережное отношение к продуктам детского творчества;
партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
- Предварительная работа:
Рассматривание рисунков, нарисованных
разнообразными нетрадиционными техниками рисования, беседы.
- Сотрудничество с семьей:
— Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
— Буклеты для родителей «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста»
— «Учите рисовать в нетрадиционной технике». Буклет «Виды нетрадиционного рисования.
— Консультация для родителей «Рисовать — это важно!» Печатная консультация.
— Выставка совместных работ родителей и детей на тему: «Рисуем всей семьей» Выставка совместных работ
- Взаимодействие со специалистами:
Праздники и развлечения совместно с музыкальным руководителем.
- Продукт проектной деятельности:
1 этап подготовительный:
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, нахождение и установление эффективных связей с родителями).
2 этап основной, творческо-информационный:
- Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:
экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;
умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;
- Развитиехудожественного вкуса.
- Создание развивающейсреды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
- Изучение творческогопотенциала воспитателей, анкетирование родителей.
- Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.
- Разработка цикла занятий с детьми в рамках проекта.
- Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.
- Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники.
- Организация работы по реализации проекта.
3 этап заключительный:
- Совместная художественная деятельность детейи родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.
- Проведение мониторинга удовлетворенностиродителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.
- Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.
План реализация проекта.
Сроки. Тема занятия. Нетрадиционные техники. Программное содержание. Оборудование.
Сентябрь. Свободное экспериментирование с материалами.
Различные .
- Выявить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
- Формировать умение выбирать самостоятельно технику и тему. Бумага, разведенная гуашь разных цветов, акварель, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, кисть для рисования, зубные щетки, бумажные салфетки, влажная губка.
Ноябрь. Экспериментирование с материалами
Путешествие в страну «Нетрадиционного рисования». Бумага формата А5, гуашь, акварель, трубочки для коктейля, стаканчики с мыльным раствором, кисти, стаканчик с водой, губка, фломастеры, маркеры.
Декабрь «Зимние напевы»
Набрызг .
- Знакомство с техникой –набрызг, ее особенностями.
- Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие.
- Учить отражать в рисунке впечатления от зимы.
- Создавать композицию рисунка, располагая внизу –деревья
–снег
(с помощью набрызга). Листы бумаги, цветная гуашь, зубные щетки, стакан с водой, салфетки.
Январь
«Я люблю пушистое, я люблю колючее»
Тычок жесткой кистью
- Знакомство с техникой–тычок жесткой кистью, ее особенностями.
- Учить создавать выразительный образ животных, используя технику тычка.
- Развиватьумение пользоваться выразительными средствами графики.
- Закрепить навыки работы с данными материалами Бумага, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы.
Февраль. Экспериментирование с манной крупой Манная крупа.
- Вызвать интерес к работе с данным материалом Подносы, манная крупа разного цвета.
Март «Источник витаминов – фрукты» Рисование манной крупой
- Знакомство с техникой – рисование манной крупой, ее особенностями.
- Учить создавать выразительный образ, используя данную технику.
- Развиватьумение пользоваться выразительными средствами графики.
- Закрепить навыки работы с данными материалами Листы бумаги, клей,
простой карандаш, салфетки, манная крупа разного цвета.
Апрель. «Весеннее дерево» Кляксография с трубочкой
- Знакомство с техникой–кляксография с трубочкой, ее особенностями.
- Показать выразительные возможности техники — кляксография.
- Учить дорисовывать детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными образами.
- Упражнять в отображении состояния настроения в рисунках.
Листы бумаги, разведенная гуашь разных цветов, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, кисть для рисования,
бумажные салфетки.
Май. «Разноцветные бабочки» Монотипия предметная
- Знакомство с техникой– монотипия предметная, ее особенностями.
- Познакомить с нетрадиционной техникойизображения монотипией предметной, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.
- Развивать умения детей рисовать предмет, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
Бумага, кисти, акварель, влажная губка.
Список использованной литературы.
- Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 2012г.
- И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2011 г.
- «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2014 г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2014 г.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду – Москва 2010
- Васильева, Веракса, Комарова: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ
Детского сада №2 «Ромашка»