Категория: Педагогические технологии
Формирование общих компетенций через применение рабочей тетради по дисциплине ОГСЭ 01.Основы философии
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и пути формирования общих
компетенций согласно требованиям ФГОС по дисциплине ОГСЭ 01 Основы философии в
системе среднего профессионального образования, представлены качественные показатели
эффективности применения рабочей тетради на учебных занятиях, выявлены наиболее
сложные для усвоения тематические разделы.
Ключевые слова: ФГОС, компетенции, философия, мотивация, методика
преподавания, среднее профессиональное образование
Annotation. The article deals with the problems and ways of formation of General
competences in accordance with the requirements of the GEF on the discipline of philosophy,
presents qualitative indicators of the effectiveness of the workbook in the classroom, identified the
most difficult to learn thematic sections
Keywords: GEF, competence, philosophy, motivation, methods of teaching, secondary
professional education
На сегодняшний день особо актуальным являет вопрос об усвоении и применении
знаний по философии в дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся. Как
отмечают коллеги, «в большинстве случаев философия воспринимается студентами как
малопонятный, сложный, и крайне оторванный от жизни предмет» [1].
Следует отметить, что вопрос методики преподавания философии в системе СПО слабо
изучен. Так, среди новейших научных исследований следует отметить статью Старостина В.П.
«Проблемы и опыт преподавания философии в негуманитарном вузе» [2], учебное пособие
Петровой Г.Н. «Методика преподавания философии»[3], статью Южаниновой Е.Р «О методах,
формах и средствах преподавания философии в ВУЗЕ» [4].Однако все эти исследования
касаются системы высшего профессионального образования.
Рассмотрим основные проблемы преподавания философии в системе СПО. Как
преподаватель, я достаточно часто сталкиваюсь с вопросом обучающихся: «Зачем нужна
коммерсанту и товароведу философия?». Особо это касается специальностей СПО
«Страховое дело» «Документальное обеспечение управления и архивоведения»; «Банковское
дело»; «Коммерция», «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». На
этот вопрос четкий ответ дает ФГОС по дисциплине ОГСЭ 01 Основы философии, а именно
речь идет о формировании общих компетенций, освоение которых необходимо для того,
чтобы стать успешным конкурентоспособным специалистом.
В данной статье мы рассмотрим способы формирования общих компетенций через
применение на учебных занятиях и во внеаудиторной самостоятельной деятельности рабочей
тетради по дисциплине ОГСЭ 01.Основы философии
Рабочая тетрадь учебной дисциплины ОГСЭ 01 Основы философии разработана на
основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее –
ФГОС) для специальностей среднего профессионального образования 38.02.02 «Страховое
дело (по отраслям)»; 46.02.01 «Документальное обеспечение управления и
архивоведения»;38.02.07 «Банковское дело»; 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям) 38.02.05
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» и применялась в 2017-2018
учебном году на учебных занятиях в группах 21С, 31 К, 31 Т, 24БД, 23 БД и других. Среднее
качество обучения в данных группах составило 70%, что является достаточно высоким
показателем успеваемости.
Отметим, что согласно рабочей программе максимальная учебная нагрузка в рамках
изучения философии по указанным выше специальностям составляет 62 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки -48 часов; самостоятельной работы обучающегося
14 часов. Рабочая тетрадь используется как при аудиторной, так и внеаудиторной
самостоятельной работе.
Среди самых сложных разделов для обучающихся при изучении философии следует
выделить немецкую классическую философию, русскую религиозную философию,
философию жизни. Рабочая тетрадь как дидактическое средство повышает учебную
мотивацию, повышает эффективность учебного процесса. Разнообразие заданий помогает
реализовать дифференцированный подход. Так, например тестовые задания, задания на
соответствие и сопоставление философский понятий, выбор обобщающих понятий и лишних в
ряду социальной информации с интересом и легкостью выполняются обучающимися с
оценкой «удовлетворительно», работа с философскими текстами, написание эссе , подбор
аргументов к философским утверждениям, задания развивающие критическое мышление –
определение верных и неверных утверждений – с интересом выполняются обучающимися с
оценкой «хорошо» и «отлично». Следует отметить, что самым трудным для обучающихся
является анализ философских текстов.
В связи с развитием экранной культуры особое внимание следует уделить просмотру
видео фильмов и видео фрагментов по философии. Как показывает практика, критический
анализ фильмов с интересом выполняется обучающимися.
Обзор интернет ресурсов позволяет сделать вывод о том, что разработкой рабочих
тетрадей достаточно активно занимаются как высшие учебные заведения, так и учреждения
среднего профессионального образования. Так, среди рабочих тетрадей по философии можно
отметить следующие : Рабочая тетрадь по философии: учебное пособие (для студентов всех форм
обучения). /Сост.: Некрасов С.И., Некрасова Н.А [5], Макулин А.В. Рабочая тетрадь.
Философия [6], Философия: история западноевропейской философии: рабочая тетрадь /
составители Е.В. Гредновская, У.В. Сидорова[7] и другие.
Рассмотрим, как рабочая тетрадь способствует освоению общих компетенций
согласно требованиям ФГОС. Прежде всего аргументация философских тезисов, написание
эссе, критический анализ видеофильмов и видеофрагментов формирует ОК 10 «Логически
верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь», формирование ОК 4
«Осуществлять поиск и использование информации» происходит через подготовку
сообщений, эссе, решение тесовых заданий. Так же использование рабочей тетради на
платформе moodle обеспечивает процесс формирования ОК 5 «Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» . Рабочая
тетрадь содержит все тематические разделы и представляет собой некую «дорожную карту»
для обучающегося, который сам способен корректировать свой курс обучения, что
способствует формированию ОК 2 «Организовывать собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы выполнения профессиональных задач»
Таким образом, рабочая тетрадь, комбинируя задания разного уровня, существенно
повышает эффективность образовательного процесс. Просмотр видео фильмов, написание
эссе, выполнение тестовых заданий, задание на сопоставление, составление кластеров, анализ
философских текстов повышает интерес обучающихся к философии, способствует
формированию общих кометенций, согласно требованиям ФГОС.
Список литературы:
1.Волкова Е. Г. Основные проблемы преподавания философии в вузе // Современное
образование, 2015. – С.80-115 2.Старостин В.П. Проблемы и опыт преподавания философии в негуманитарном вузе //
История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст.
по матер. III-IV междунар. науч.- практ. конф. № 3-4(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 116-119. 3.Петрова Г.Н. Методика преподавания философии: учебное пособие Саратов: Техно-Декор, 2007
4. Южанинова Е.Р. О методах, формах и средствах преподавания философии в вузе вестник
ОГУ №3 (164),2014. – С.108-113 5. Рабочая тетрадь по философии: учебное пособие (для студентов всех форм обучения). /Сост.:
Некрасов С.И., Некрасова Н.А – Орѐл, 2009. — 345 с.
6. Макулин А.В. Рабочая тетрадь. Философия. Часть первая. История философии: учебное
пособие / А.В. Макулин. – Архангельск, 2015.– 234 с. 7. Философия: история западноевропейской философии: рабочая тетрадь / составители Е.В.
Гредновская, У.В. Сидорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 49 с.