Категория: Научно-методическая работа
Формирование готовности будущих специалистов к социальному взаимодействию в условиях летней педагогической практики
Происходящие в стране экономические и социально-политические преобразования определяют необходимость и важность качественного обновления всей системы образования всего подрастающего поколения. Достигнуть этого невозможно без повышения уровня практической подготовки педагогических кадров, которая является важнейшим компонентом профессиональной подготовки будущих педагогов.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, летняя педагогическая практика представляет собой одну из форм организации учебного процесса, направленную на закрепление и углубление знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, а также овладение системой профессиональных умений и навыков и первоначальным опытом профессиональной деятельности.
В профессиональной подготовке будущих педагогов летняя педагогическая практика занимает особое место. Она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущих специалистов, важнейшим условием повышения качества их обучения и предпосылкой успешного формирования профессионально-педагогических компетенций. Успешному овладению студентами спецификой работы с детьми во внеурочное время, в частности, в условиях оздоровительного лагеря, способствует летняя практика студентов. Среди различных видов практики она занимает особое место, так как именно в процессе летней педагогической практики происходит интенсивное обогащение профессионального опыта студента в самостоятельном создании коллектива, в его развитии, в организации повседневной совместной жизнедеятельности воспитанников. В условиях лагеря студент -вожатый не приходит на работу, а живёт вместе с воспитанниками 24 часа в сутки, принимает самостоятельные решения. Студент не только организует воспитательную работу с детьми, но и несет юридическую ответственность за их жизнь и здоровье. Летняя педагогическая практика содействует осознанию и выполнению объективных требований самообразования и самовоспитания как необходимых условий профессионально-педагогического становления.
В Нижегородском Губернском колледже две педагогические специальности имеют в учебных планах летнюю педагогическую практику (44.02.02 Преподавание в начальных классах и 53.02.01 Музыкальное образование)
Цель летней педагогической практики – формирование готовности студентов к педагогической деятельности в школе, закрепление и применение теоретических знаний и практических умений в разнообразных видах и формах педагогической деятельности в условиях детских оздоровительных лагерей.
Выделяют три группы задач летней педагогической практики.
Первая группа задач — контролирующие, направлены на выявление уровня теоретической и методической готовности будущего специалиста, в частности: к проведению в школе учебных занятий и воспитательных мероприятий различных по форме и содержанию; к анализу собственной профессиональной деятельности и опыта старших вожатых и методистов детских оздоровительных лагерей; к проведению и анализу результатов микроисследований.
Вторая группа задач — обучающие. Их решение обеспечивает формирование, развитие, закрепление таких общекультурных и профессиональных компетенций студентов, как: способность принимать адекватные и своевременные организационно-управленческие и педагогические решения в нестандартных ситуациях детских оздоровительных лагерей и нести за них ответственность; умение использовать нормативные документы в своей деятельности; владение навыками календарно-тематического планирования; умение обеспечить соответствие содержательного наполнения каждого дня в смене требованиям программы, целям и задачам воспитательной работы в лагере, в отряде; умение подобрать адекватные контингенту учащихся, их возрастным особенностям формы и методы организации воспитательной деятельности.
Третья группа задач – воспитательные, – позволяют формировать у студентов готовность к кооперации с коллегами, развивать умение работать с коллективом, приобретать навыки педагогического общения с детьми и их родителями; развивать ответственное и творческое отношения к проведению воспитательной работы со школьниками разного возраста в условиях временного детского коллектива.
Летняя педагогическая практика позволяет активно реализовывать компетентностный подход в образовании будущих педагогов. Так, работа в качестве вожатых развивает у студентов умение ставить воспитательные задачи и решать их в совместной работе с детьми, планировать результаты собственной деятельности, анализировать многочисленные педагогические ситуации, возникающие в процессе работы вожатого и принимать адекватные решения.
Ценность летней педагогической практики определяется и содержанием, которое вкладывается в эту практику, потому что она представляет три наиболее важных аспекта деятельности студента. Это учебная, воспитательная, исследовательская работа, которая в последующих видах практики поднимается на качественно новый уровень.
В процессе деятельности происходит изучение системы работы летнего оздоровительного лагеря как прообраза образовательного учреждения. В детском загородном лагере вожатый – и воспитатель, и организатор детской жизни, и затейник, и няня, и медсестра, и мама, и папа, часто, несмотря на небольшую разницу в возрасте с детьми.
Летняя педагогическая практика развивает у студентов-вожатых способность продуктивно взаимодействовать с воспитанниками, соотносить свои устремления с интересами детей и коллектива детского оздоровительного лагеря в целом, учит их рационально и грамотно использовать ресурсы других субъектов воспитательного процесса для решения комплекса поставленных задач, что позволяет говорить о формировании готовности к социальному взаимодействию.
Студенты в течение практики проникаются детской атмосферой, что нередко отражается на оформлении отчётной документации. Вряд ли можно оценить в баллах те чувства, которые испытывают студенты во время практики, и тот практический опыт, который они получают. Часто студенты после прохождения практики остаются в лагере на следующую смену, приезжают работать на следующий год уже не в рамках практики.
Итоговые конференции по результатам летней педагогической практики, а также беседы со студентами показывают, что данный вид практики является важным, с точки зрения становления личности будущего педагога как человека и профессионала. Как правило, выступления студентов на заключительных конференциях по летней практике бывают яркими, эмоциональными, сопровождаются интересными, запоминающимися примерами. При этом студенты анализируют собственные затруднения, с которыми они сталкиваются в период практики. Основная трудность, по словам студентов, заключается в формировании детского коллектива в условиях короткой лагерной смены. Также отмечаются некоторые трудности с установлением дисциплины среди детей.
Таким образом, летняя педагогическая практика студентов обеспечивает их эффективную профессионально-педагогическую подготовку при выполнении следующего комплекса организационно-педагогических условий:
— формирование положительной мотивации студентов на воспитательную работу с детьми и подростками в условиях летнего отдыха;
— совершенствование специальной подготовки студентов в прохождении летней педагогической практики;
— обеспечение оптимальной среды для самостоятельной педагогической деятельности студентов в период летней практики.
Список используемой литературы
- Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере: учебно-метод. пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков.– Ярославль: Академия развития, 2016. – 224 с.
- Вайндорф-Сысоева, М. Е. Основы вожатского мастерства: учебно-метод. пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – Москва: ЦГЛ, 2012. – 160 с.
- Возжаев, С. Н. Слагаемые успеха лагерной смены/ С. Н. Возжаев, Е. И. Возжаева. – М., 2016. – 204 с.