ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Детский туризм как средство развития физических качеств и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

31
Автор: Борщ Наталья Владимировна МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №11 «Катерок» Нижегородская область Г.о.г. Вакса, р.п. Шиморское
Категория: Педагогические технологии

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.

Одной из задач, утверждаемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе, их эмоциональное благополучие.

Изучение специальной литературы, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в детском саду помогли найти новые решения и возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.

В настоящее время вопросы активизации двигательного режима и познавательного развития на основе использования средств туризма в работе с дошкольниками, привлекают внимание педагогических работников, но изучение практического опыта выявило, что такие формы туризма, как экскурсия, туристская прогулка используются в детском саду пока не достаточно эффективно.

 

 

Данный вид деятельности помогает ребенку, растущему в условиях дефицита общения с природой, войти в окружающий мир, сориентироваться в нем, сблизиться с природой, научиться любить и беречь ее, стать физически крепким, выносливым, духовно богатым человеком, а также способствует обогащению знаний  образовательных  областей «Физическая культура», «Познание», «Безопасность», «Социализация».

На сегодняшний день не разработана методика использования детского туризма, отсутствуют организационно- методические подходы, позволяющие педагогам использовать их в работе с детьми в условиях ДОУ.

Это обстоятельство и явилось причиной проведения специальной работы в нашем ДОУ, целью которой было — раскрыть возможности детской туристической деятельности как средства воспитания личности, совершенствования  его двигательных способностей, развития нравственных и интеллектуальных качеств у детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы повысить интерес детей  к туристической деятельности,  мы использовали разные формы работы с детьми как в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога  и детей, а также  в самостоятельной деятельности детей: занятия, дидактические игры, подвижные игры, КВН, развлечения, викторины, создание проблемных ситуаций, походы, экскурсии и др.

Все мероприятия были направлены на подготовку детей к походам,  которые проводились по мере освоения детьми практических знаний и умений, необходимых в походе-прогулке.

В основу нашей работы было положено блочно – тематическое планирование. Все занятия  по ознакомлению с туризмом и туристической деятельностью представлены занятиями познавательного характера, а также практическими занятиями.

  1. Блок —  «Знакомство с туризмом». Первоначально было проведено

познавательное  занятие «Мы юные туристы», целью которого было дать первичные представления о туризме, туристах, туристических снаряжениях, его видах, специфике, вызвать интерес к занятию туризмом. Для этого мы использовали художественное слово, иллюстративный материал. Для активизации детей использовались дидактические игры практического характера («Кому что нужно для похода», «Собери рюкзак»).

  1. Следующий блок занятий «Туристическая символика» был представлен

занятиями ознакомительного характера- а) со знаками — «Туристические знаки» и «Топографические знаки». Цель этих занятий — знакомство  с новыми знаками, закрепление  их в различных дидактических играх.

б) о  видах костра, целью которого было формирование  знаний у детей

о видах раскладки кострах, активизации словаря.

  1. Блок занятий «Мы — туристы» — это практические занятия «Рюкзак и снаряжение», «Учимся быть туристами», целью которых было формировать знания у дошкольников о видах раскладки костров, активизации словаря, расширении представлений о туристических знаках.

На этих  занятиях детям было предложено  использовать различные практические упражнении по сбору костра, сбору рюкзака, ориентирование по туристическим знакам. Особое внимание уделялось правилам безопасного разведения огня (раскладка костра).

Вместе с детьми обсуждались правила поведения человека в природе (лесу), а также необходимость взаимопомощи между детьми в походе.

4 блок —  проведение спортивных развлечений  с целью выявления уровня подготовленности детей к походам-прогулкам, а также для развития физических качеств. Для этого использовались различные эстафеты, задания, подвижные и дидактические игры туристической направленности.

Большое внимание нами уделялось формированию культуры поведения на улице, закреплению знаний безопасного поведения на улице.Цель работы   в данном направлении: закрепление правил движения на улице, расширение знаний о дорожных знаках.

Для этого проводились занятия «Волшебный семицветик», «Путешествие в страну дорожных знаков», развлечение «Улицы нашего города» с целью моделирования опасных ситуаций на дороге, закрепления знаний детей о безопасном движении, экскурсии, КВН «Юные пешеходы».

Для воспитания дружеских отношений между детьми, закрепления умения заботиться друг о друге были проведены занятия «Вежливые слова или совершаем добрые поступки», «Добрые поступки», «Что такое хорошо и  что такое плохо». Занятия носили практический характер: детям предлагались различные вопросы для рассуждения, дидактические игры проблемного характера («Найди правильный поступок»).

Для эффективности работы  по вовлечению дошкольников в туристическую деятельность мы пересмотрели предметно – развивающую среду в группе, которая является важнейшим средством формирования личности дошкольника.

Преимущество созданной развивающей среды: доступность, рациональность, эстетичность, открытость. Художественное оформление отвечает назначению, привлекает и заинтересовывает детей.

Нами был  создан  мини- музей туризма. В мини- музее подобран дидактический и наглядный материал, который направлен на воспитание у детей потребности использовать  свое свободное время для  интересных, занимательных занятий. Нами разработаны и оформлены дидактические игры

«Что такое хорошо и  что такое плохо», «Береги все живое», «Пора в поход», «Виды туризма», «Виды костра», «Собери рюкзак»и др.Широко представлены экспонаты, которые дети используют в игровой деятельности.

Важнейшим условием эффективной работы в ДОУ – это установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом,обеспечивающего возможность корректировать воспитательные позиции родителей и педагогов. С целью эффективного взаимодействия с родителями мы использовали разные формы работы: консультации,круглый стол по вопросам организации похода с детьми в лес, фотовыставки, выставки сотворчества, совместные развлечения и экскурсии ит. д.

Таким образом, обращение к детскому туризму в условиях ДОУ как к интегративному средству физического и социально-   личностного  развития не случайно, поскольку его использование как активного средства воспитания личности позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых ребёнку знаний, умений и навыков, совершенствовать его двигательные способности, а также развивать интегративные  качества.

Список литературы:

 

  1. Бочарова Н.И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений / Н.И. Бочарова. — Орел, 1988
  2. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду- М:Аркти, 2004.
Детский туризм как средство развития физических качеств и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста