ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Развитие познавательных интересов детей 2-3 лет с помощью блоков Дьенеша

31
Автор: Фролкова Н.И., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Ёлочка» городской округ г.Выкса
Категория: Педагогические технологии

2.Актуальность     В настоящее время познавательное развитие дошкольников становится одним из основных направлений педагогической теории и практики. На развитие ребенка в целом большое влияние оказывает познавательное развитие, благодаря которому формируются его интеллектуальные и личностные качества.

 

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

— Формирование элементарных математических представлений.

— Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

— Ознакомление с предметным окружением.

— Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы-

3   Цель: Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей

 Задачи:    —   развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

развитие воображения и творческой активности — 

 формирование познавательных действий.

 

  1. А как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Долгое время учёные и практики искали ответ на этот вопрос. И только во второй половине ХХ века ленинградский педагог-ученый Г.И. Щукина впервые рассмотрела проблему познавательного интереса с точки зрения педагогической науки и доказала, что познавательная активность и познавательная самостоятельность – это сущность познавательных интересов

Не следует забывать ещё один общеизвестный факт.

Спросите у ребёнка, что он любит делать? Что он ответит?

Конечно, каждый ребёнок скажет, что он любит играть.

Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых пособий и методик для развития интеллектуальных способностей детей (квадрат  Воскобовича , технология развивающих игр Б.П.Никитина)

Но я хочу поделиться тем, как я  применяю блоки Дьенеша.  Что же такое логические блоки Дьенеша? Несмотря на кажущуюся простоту, это известное пособие заключает в себе огромные возможности. С виду – простой набор геометрических фигур трёх цветов, ничем не отличающийся от конструктора. На самом деле этот набор вовсе не так прост.

5 Период от двух до трѐх лет – время активного исследования ребенком окружающего мира. Действия с предметами становятся самым любимым занятием малыша.  Работу с блоками Дьенеша я начала с детьми  с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться, а затем ощупываем, называем, рассматриваем и выкладываем на стол. Ознакомление детей с цветом начинаем с выделения признака предмета – цвета, а затем знакомимся с  величиной и формой

С этой целью используются следующие дидактические игры и игровые упражнения: «Найди такой же»;   «Волшебные кубики, «Помоги лисичке», «Подарок для друга»,  «Найди домик»

6 .

Игра «В  гости к друзьям»

Описание игры : Скоро придут гости. Нужно разложить игрушки по разным корзинкам.

1-Усложнение Пришли 2 зайчика Подбери кубики для игры большому зайчику и маленькому

2 усложнение: Подари игрушки нашим новым друзьям. (подбери по цвету и форме)

3 усложнение (подбери по цвету, форме и величине)

  1. С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую Игры: «Угадай что это?»

«Назови предмет и цвет».

Из правильно названных блоков предлагаем зайчику и мишке угощение

  1. По ознакомлению с окружающим:

А)      Игровое упражнение   «Построй дорожки для котят».  Из блоков построили 2 дорожки разного цвета. Одна дорожка идёт к детскому саду, другая на участок .

Б)  В детский сад привели 2 девочек (разных по возрасту)

Помощник  воспитателя  расставляет  столы ,посуду для девочек (закрепляем цвет и величину,  знания о профессии)

Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения

9  Блоки  Дьенеша можно использовать и как строительный материал. Дети строили заборчики, домики, лесенки, башенки

10 .Ознакомление с миром природы. Дети собирают овощи и фрукты в корзину, вырастили цветы.

  1. Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения детей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также творческие способности

 

Источники :

Блоки  Дьенеша для малышей «Маленькие логики», Санкт- Петербург «Корвет».

: Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей. Москва, «Просвещение», 1996г.

Развитие познавательных интересов детей 2-3 лет с помощью блоков Дьенеша