Категория: Педагогические технологии
Развитие познавательных интересов детей 2-3 лет с помощью блоков Дьенеша
2.Актуальность В настоящее время познавательное развитие дошкольников становится одним из основных направлений педагогической теории и практики. На развитие ребенка в целом большое влияние оказывает познавательное развитие, благодаря которому формируются его интеллектуальные и личностные качества.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
— Формирование элементарных математических представлений.
— Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
— Ознакомление с предметным окружением.
— Ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с миром природы-
3 Цель: Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей—
Задачи: — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
развитие воображения и творческой активности —
формирование познавательных действий.
- А как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Долгое время учёные и практики искали ответ на этот вопрос. И только во второй половине ХХ века ленинградский педагог-ученый Г.И. Щукина впервые рассмотрела проблему познавательного интереса с точки зрения педагогической науки и доказала, что познавательная активность и познавательная самостоятельность – это сущность познавательных интересов
Не следует забывать ещё один общеизвестный факт.
Спросите у ребёнка, что он любит делать? Что он ответит?
Конечно, каждый ребёнок скажет, что он любит играть.
Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых пособий и методик для развития интеллектуальных способностей детей (квадрат Воскобовича , технология развивающих игр Б.П.Никитина)
Но я хочу поделиться тем, как я применяю блоки Дьенеша. Что же такое логические блоки Дьенеша? Несмотря на кажущуюся простоту, это известное пособие заключает в себе огромные возможности. С виду – простой набор геометрических фигур трёх цветов, ничем не отличающийся от конструктора. На самом деле этот набор вовсе не так прост.
5 Период от двух до трѐх лет – время активного исследования ребенком окружающего мира. Действия с предметами становятся самым любимым занятием малыша. Работу с блоками Дьенеша я начала с детьми с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться, а затем ощупываем, называем, рассматриваем и выкладываем на стол. Ознакомление детей с цветом начинаем с выделения признака предмета – цвета, а затем знакомимся с величиной и формой
С этой целью используются следующие дидактические игры и игровые упражнения: «Найди такой же»; «Волшебные кубики, «Помоги лисичке», «Подарок для друга», «Найди домик»
6 .
Игра «В гости к друзьям»
Описание игры : Скоро придут гости. Нужно разложить игрушки по разным корзинкам.
1-Усложнение Пришли 2 зайчика Подбери кубики для игры большому зайчику и маленькому
2 усложнение: Подари игрушки нашим новым друзьям. (подбери по цвету и форме)
3 усложнение (подбери по цвету, форме и величине)
- С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую Игры: «Угадай что это?»
«Назови предмет и цвет».
Из правильно названных блоков предлагаем зайчику и мишке угощение
- По ознакомлению с окружающим:
А) Игровое упражнение «Построй дорожки для котят». Из блоков построили 2 дорожки разного цвета. Одна дорожка идёт к детскому саду, другая на участок .
Б) В детский сад привели 2 девочек (разных по возрасту)
Помощник воспитателя расставляет столы ,посуду для девочек (закрепляем цвет и величину, знания о профессии)
Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения
9 Блоки Дьенеша можно использовать и как строительный материал. Дети строили заборчики, домики, лесенки, башенки
10 .Ознакомление с миром природы. Дети собирают овощи и фрукты в корзину, вырастили цветы.
- Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения детей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также творческие способности
Источники :
Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики», Санкт- Петербург «Корвет».
: Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей. Москва, «Просвещение», 1996г.