ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ТЕХНГОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 09.02.04 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (на материалах Нижегородского экономико-технологического колледжа, г. Арзамас)

47
Автор: Стюкова Наталья Викторовна, преподаватель высшей категории Нижегородский экономико-технологический колледж г. Арзамас
Категория: Педагогические технологии

Процессы глобализации, становление постиндустриального, информационного общества поставили перед образованием новые задачи. Модернизация российского образования ориентирует педагогов на формирование у обучающихся ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.

Роль колледжа в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах по всем учебным предметам. Сегодня преподаватель призван не только сформировать у обучающихся системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.

Для успешного решения задач модернизации образования необходимы новые подходы к конструированию содержания дисциплин, совершенствование технологий и методик обучения.

Одним из вариантов комплексного решения задач современного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у обучающихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Этот метод способствует формированию у обучающихся следующих умений: составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.

Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.

За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. КлоковымН.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернерпредложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевойрассмотрены особенности проектной деятельности.

Анализ состояния практики формирования проектной деятельности обучающихся, в том числе, при изучении студентов специальности Информационные системы, позволяет сделать вывод о том, что современная профессиональная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у обучающихся интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальность использования технологии в образовательной организации в том, что она позволяет развивать у обучающихся не тольколичностных, интеллектуальныхкачеств, но испособности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей.

Одной из наиболее перспективных форм социального партнерства с работодателем в образовании является выполнение совместных проектов. Условия формирования проектной деятельности студентов специальности проходило при исследовании:

Научно-исследовательских условий: изучение работ философов, психологов, педагогов: Д.Дьюи, У.Х.Килпатрик, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, С.Я.Батышев, Е.С.Полат, Н.Ю. Пахомова и других.

Нормативно-правовых условий:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • ФГОС СПО по специальности: 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
  • Профстандарт «Специалист по информационным системам»
  • «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»
  • «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года»
  • «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года».

Методических условий:

  1. Работа в качестве эксперта Федерального института развития образования:
  • разработка примерных программ профессиональных модулей и дисциплин начального профессионального образования и среднего профессионального образования;
  • экспертиза программ профессиональных модулей и дисциплин начального профессионального образования и среднего профессионального образования;
  • изучение опыта коллег в рамках проведения курсов по подготовке разработчиков и экспертов программ начального профессионального образования и среднего профессионального образования;
  1. Работа в Региональной учебно-методической комиссии по специальности среднего профессионального образования «Информационные системы»
  2. Работа по единой научно-методической теме колледжа: «Совершенствование методического обеспечения ППССЗ с учетом применения активных форм обучения, внедрения предпринимательских практик и сотрудничества с партнерами – работодателями»

Организационно-педагогических  условий:

  • работа в должности преподавателя специальных дисциплин «Нижегородского экономико-технологического колледжа»
  • участие в работе цикловой комиссии;
  • участие в работе педагогического совета колледжа;
  • участие в работе методического объединения классных руководителей;
  • участие в работе отраслевой сетевой научно-методической комиссииобразовательный учреждений потребительской кооперации;

При переходе на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) анализ проблем педагогической деятельности позволил выявить следующее:

Имеются следующие условия реализации требований:

  • знаниевыйподход;
  • формирование системызнаний, умений, навыков;
  • традиционные технологии обучения (классно-урочная система);
  • формы и методы классной системы обучения;
  • традиционная система организации процесса обучения.

А требования ФГОС к результату обучения на сегодняшний день таковы:

  • компетентностныйподход;
  • формирование профессиональных и общих компетенций;
  • инновационная технология обучения;
  • инновационное содержание образования;
  • новые формы организации обучения.

Очевидной становится проблема: какие методы и средства обучения наиболее эффективны при формировании компетенций техника информационных систем согласно требованиям ФГОС?

Ведущая идея педагогического опыта реализуется в процессе единой методической темы колледжа: совершенствование методического обеспечения ППССЗ с учетом применения активных форм обучения, внедрения предпринимательских практик и сотрудничества с партнерами – работодателями.

Сама ведущая идея такова: применение технологии метода проектов как эффективного средства формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при освоении программы подготовки специалистов среднего звена Информационные системы.

Использование метода проектов для формирования общих и профессиональных компетенций оказалась наиболее практичной в применении.

Евгения Семеновна Полат определяет следующее: Метод проектов – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некого конечного продукта.

Основная цель метода проектов — предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Преподаватель в методе проектов — проектировщик, координатор, эксперт, консультант.

Обучающийся в методе проектов – исследователь, организатор, разработчик, член команды, оратор.

Сформулируем основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.
  2. Значимость (теоретическая, познавательная, практическая) предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.
  4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.
  5. Использование исследовательских методов.

Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Применение метода проектов рассмотрим на примере профессионального модуля ПМ 03 «Оператор ЭВМ». Гипотеза: если систематически внедрять метод проектов при подготовке оператора ЭВМ, то общие и профессиональные компетенции специалиста-выпускника будут сформированы более эффективно.

Цель исследования: проверить на практике эффективность применения метода проектов при формировании общих и профессиональных компетенций ПМ. 03. Оператор ЭВМ по специальности Информационные системы

Задачи:

Педагога:

  • изучить теорию метода проектов;
  • раскрыть сущность метода проектов;
  • создать условия для внедрения метода проектов (урок, внеурочная деятельность);
  • организовать процесс обучения на основе технологии метода проектов в группе «Оператор ЭВМ»

Обучающихся:

  • освоить метод проектов;
  • выполнить проект на заданную тему;
  • взаимодействовать в работе над проектом;
  • представить проект на научной конференции, открытом мероприятии, в социальных сетях;
  • стремиться к 100% качеству обучения.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность профессиональных и общих компетенций;
  • востребованность выпускников на рынке труда;
  • качество подготовки обучающихся по ПМ.03 Оператор электронно-вычислительных машин — 100%

Область применения практических достижений метода проектов происходила во всех сферах деятельности: УМК ПМ 03. «Оператор ЭВМ», на занятиях в целом, фрагменты учебных занятий, недели специальности информационные системы, внеклассные мероприятия, проектные группы «Имидж-граф» и «VideoRoll»

Рисунок 1. Область применения метода проектов

Научно-методическая деятельность, осуществляемая в ходе работы по методу проектов:

  • УМК учебной дисциплины, профессионального модуля профессии (специальности): образовательная программа профессионального модуля ПМ.3 Выполнение работ по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин» специальности «Информационные системы (по отраслям)» полностью обеспечена дидактическим материалом в том числе:
  • Рабочая программа модуля;
  • Календарно тематический план;
  • Контрольно-оценочные средства;
  • Методические указания по выполнению учебной практики в рамках модуля;
  • Задания к практическим работам;
  • Карточки заданий для текущего контроля;
  • Учебное пособие «Программа растровой графики AdobePhotoshop»;
  • Учебное пособие «Программа векторной графики CorelDraw»;
  • Электронное пособие по разделу «Технология работы с графическими редакторами»;
  • руководство кабинетом как творческой лабораторией (работа по систематизации средств обучения, разработка дидактического и раздаточного материала, паспорт кабинета, ученические проекты и др.);
  • наличие программы (плана, проекта) исследовательской работы педагога и обучающихся;
  • реализация новых образовательных технологий и дидактическое обеспечение внедрения инновационных технологий обучения;
  • наличие интернет-ресурса по направлению профессиональной деятельности.

Воспитательная работа:

  • проекты социальной направленности, реализованные с обучающимися под руководством педагога;
  • организация внеурочной деятельности по специальности (клуб «Информ», профессиональные недели, группы «Имидж-граф» и «VideoRoll»);
  • конкурс проектов в области информационных технологий «IT- НЭТК»;
  • подготовка обучающихся для участия в научных конференциях и НСО

Профориентационная работа:

  • организация конкурса проектов в области информационных технологий «IT- НЭТК»;
  • проведение мастер-классов для учащихся школ;
  • создание и сопровождение страничек группы «Информационные системы&Программирование» в социальных сетях (Контакт, Фейсбук);
  • участие в Днях открытых дверей (Профессиональные пробы)

Формы представления «методических продуктов»:

  • публикации;
  • доклады;
  • выступления;
  • мастер-классы;
  • открытые уроки;
  • методические разработки;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • представление в сетевом педагогическом сообществе.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности в системе профессионального образования:

  • публикация в сборнике «Вестник научного общества Российского университета потребкооперации», 2012 г.;
  • международная заочная научно-практическая конференция «Образование сегодня: векторы развития», 2012 г.;
  • научно-практическая конференция «Наука и кооперация: профессиональное становление студентов», 2017 г.;
  • участие в работе РУМК по специальности Информационные системы (при министерстве образования Нижегородской области);
  • участие в работе сетевой научно-методической комиссии, на постоянной основе

Можно отметить положительную динамику по итогам работы по профессиональному модулю ПМ 03 «Оператор электронно-вычислительных махин» в последние годы по модулю наблюдается 100% успеваемость, а процент качества не опускается ниже 70.

Рисунок 2 Показатели качества и успеваемости по ПМ 03 Оператор ЭВМ

Средний балл более 4

Рисунок 3 Средний балл  по ПМ 03 Оператор ЭВМ

Очень эффективным показателем является участие студентов в конкурсах, конференциях студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям). Количественные показатели конкурсов и конференций представлены на диаграмме.

Рисунок 4 Количественные показатели участников и призеров

Таким образом, можно сделать вывод, что результаты, сформулированные при использовании метода проектов,  достигнуты: студенты получили практический опыт по ведению проектной деятельности в ходе учебных занятий, внеклассной работы, профориентационной работы,  произошло укрепление мотивационно-ценностной основы обучения, о чем говорит высокий процент качества выполненных проектов и, косвенно, практикоориентированность последующих дипломных проектов. Администрации колледжа предложены рабочие проекты, готовые к дальнейшему использованию.

Проведённое исследование и его результаты показывают, что целью программпрактико-ориентированного профессионального образования является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе такого образования практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров-работодателей.

Практикоориентированность является одной из основополагающих тенденций современного пути развития профессионального образования, в том числе – по специальности «Информационные системы и программирование», входящей в ТОП-50 наиболее перспективных и востребованных специальностей, одобренных Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Главный принцип практикоориентированного обучения в современных условиях – ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности. Там, где это возможно, в процессе обучения должны использоваться реальные производственные задания. На начальной стадии обучения используются простые задания, которые постепенно усложняются. Наблюдается тенденция к смещению обучения на производство, к обучению на рабочих местах (дуальное образование).

ФГОС СПО-4 по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование объединяет требования к нескольким квалификациям специалистов среднего звена в области информатики и вычислительной техники, объединенным общностью общепрофессиональных компетенций. Профессиональная квалификация специалистов среднего звена по каждой специальности, включенной в стандарт, определяется комплексом трудовых функций, содержащихся в профессиональных стандартах. Это позволяет поддерживать образовательные программы в актуальном состоянии, соответствующем требованиям рынка труда.

ФГОС СПО носят практикоориентированный характер, предусматривают высокую долю программ практики. Необходимые для квалификации компетенции могут быть приобретены обучающимся только посредством деятельности и формируются только посредством типичных для учебной или проектнойй деятельности действий.

Образовательный стандарт задает систему соотношений значимых элементов основной образовательной программы, в частности, объемов теоретической и практической подготовки, объемов обязательной и вариативной частей. Соотношение объемов теоретической и практической подготовки составляет 40/60, соотношение инвариантной части и части, формируемой участниками образовательных отношений – 50/50.

Вариативная часть формируется образовательной организацией во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. При формировании содержания профессионального учебного цикла необходимо учитывать положения соответствующих профессиональных стандартов и требования конкретных работодателей, на которые предполагается трудоустройство выпускников.

Указанные соотношения говорят об усилении практикоориентированности обучения специалистов среднего звена и о повышении роли работодателя, усилении его влияния на формирование образовательных программ и, как следствие, качество подготовки выпускников.

Одной из актуальных форм социального партнерства в сфере профессионального образования является проектная деятельность студентов в сотрудничестве с представителями организации-работодателя и преподавателями, которая позволяет создавать социально-значимые инновационные проекты.

Условиями эффективности метода проектов как практико-ориентированной технологии являются использование практико-ориентированных задач, разработанных в сотрудничестве с представителями работодателя и адаптированными к уровню владения соответствующим профессиональным видом деятельности.

Повышению эффективности метода проектов способствует также позиция преподавателя, которая заключается в организации соответствующей образовательной среды, побуждающей обучающегося опираться на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Педагогическое руководство выполнением проекта осуществляется по определенному алгоритму (педагог выступает как помощник в затруднительных случаях, он консультирует, направляет деятельность студента). В ходе выполнения проекта у обучающегося происходит развитие навыков анализа собственной деятельности, осмысление опыта практической деятельности, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудностей.

Основываясь на результатах проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Система применения метода проектов по профессиональному модулю «Оператор ЭВМ» с использованием практико-ориентированного подхода представлена во взаимосвязи цели, задач, принципов, подходов, этапов и компонентов, результата, педагогических условий, внешних и внутренних факторов, возможностей социального партнерства. Система реализуется через актуализацию личностных смыслов проектной деятельности, поддержку интересов обучающихся, поиск и выбор необходимых технологий, освоение компетенций на более глубоком уровне, представление результатов проектной деятельности, сотрудничество с работодателем. Система может быть обоюдовыгодной для всех участников.
  2. Педагогическая эффективность применения метода проектов как практикоориентированной технологии заключается в использовании практических (производственных) задач, разработанных в сотрудничестве с представителями работодателя.

Погружение обучающегося в метод проектов как практикоориентированную технологию усиливает самостоятельный характер учебной деятельности, развивает инициативу, предприимчивость, ответственность за результаты деятельности; усвоение проектной деятельности обеспечивает высокий уровень личностного и профессионального развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
  2. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499.
  3. Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы среднего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291.
  4. О документах о квалификации: письмо Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2013 г. № АК-1879/06.
  5. Батышев С.Я. и др. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. — М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. — 456 с.
  6. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.
  7. Дьюи, Дж. Педагогика прагматизма // Дж. Дьюи. Лидеры образования, 2000. — № 3. – C.12-15.
  8. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М.: Academia, 2008. – 192 с.
  9. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / У.Х. Килпатрик. Л., 1925. — 52 с.
  10. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. — Москва : Академия, 2011. — 141 с.
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.
  12. Полат, Е.С. Метод проектов // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб.пособие для студентов вузов / Е. С. Полат [и др.] ; ред. Е. С. Полат. — Москва : Академия, 2008. — С. 65-110 .
  13. Сетевые сообщества учащихся // Дистанционное обучение в профильной школе : учеб.пособие для студентов вузов / Е.С. Полат [и др.] ; ред. Е.С. Полат. — Москва: Академия, 2009. — С. 170-182.
  14. Чиганцева, О.А. Информатика на основе метода проектов в системе СПО.// Мир современной науки. Вып. № 3 (18), 2013.
  15. Эпштейн, М.М. На исторических перекрестках. Метод проектов. — М.: Издательство «Лема», 2014. — 56 с.
  16. http://worldofteacher.com/ — междунар.образ.портал Мир учителя, статьи по методике применения мет.пр.;
  17. http://grant-project.ru/publ/konferencija_po_proektnoj_dejatelnosti/— образовательный портал «Мой университет», факультет проектной деятельности;
  18. https://interactive-plus.ru/ — Дискуссионная площадка «ИнтерактивПлюс», статьи IV Международной научно-практической конференции «Педагогический опыт: теория, методика, практика»;
  19. http://pedagogika.snauka.ru/ — Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика», статьи на тему «Метод проектов»;
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ТЕХНГОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 09.02.04 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (на материалах Нижегородского экономико-технологического колледжа, г. Арзамас)