Категория: Воспитательная работа
Соленое тесто
Содержание проекта
- Название проекта
- Руководители проекта
- Интеграция образовательных областей
- Вид проекта
- Продолжительность проекта
- Участники проекта
- Цель проекта
- Задачи проекта
9.Актуальность проекта
- Механизм реализации проекта
- Продукт проекта
12.Календарный план реализации проекта
13.Предполагаемые результаты проекта
- Роль родителей в реализации проекта
- Календарно-тематическое планирование проекта
- Проблема
17.Смета проекта
18.Опыт реализации проекта
19.Список используемой литературы
20.Приложение
Паспорт проекта
1.Название проекта: «Солёное тесто»
2.Руководитель проекта: воспитатель МБДОУ №2 «Ромашка» Елецких М.В.
3.Интеграция образовательных областей:
— социально – коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно – эстетическое развитие;
— физическое развитие.
- Вид проекта: творческий.
- Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца).
- Участники проекта: воспитатель средней группы №3 «Почемучки», воспитанники группы и их родители.
- Цель проекта: изготовление поделок и атрибутов из соленого теста для сюжетно-ролевых игр.
- Задачи проекта:
-познакомить детей с соленым тестом как материалом для изготовления поделок.
-пополнить развивающую предметно-пространственную среду
(изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин»).
— организовать сотрудничество с родителями.
- Актуальность проекта:
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, в том числе, всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста.
Обычай лепить из солёного теста распространён во многих районах Европы и на русском Севере. Когда-то изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Часто такие фигурки служили оберегами.
В наше время лепка из солёного теста во многом поменяла тематику. Главное отличие современных изделий в том, что они раскрашены.
Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения в ДОУ и позволяет делать из него различные поделки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких, как «Семья», «Магазин». Так же необходимо организовать сотрудничество с родителями для изготовления поделок с детьми дома.
10.Механизм реализации проекта:
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в детской руке, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
История возникновения соленого теста
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом, в Вавилоне, появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба . Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву. Так из теста стали выпекать не только хлеб, но и декоративные изделия, которыми стали украшать различные религиозные фигурки из народных сказаний. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали для преклонения перед своими божествами фигурки из теста. В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста.
В России на Рождество в Вологодской, Архангельской, Олонецкой губерниях пекли из пшеничного теста «коровок», «бычков», «петушков», «свинок», «козочек» в знак того, чтобы на дворе было побольше «животинки». Эти печенья дарили родным, соседям, украшали окна. Чтобы сохранить их от насекомых и поедания их мышами, в тесто добавляли большое количество соли — так возникло соленое тесто.
1 этап — подготовительный:
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Разработка содержания проекта: «Солёное тесто».
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Выстраивание единого педагогического процесса: подбор материала для работы с детьми, консультации для родителей, направленные на развитие творческих способностей у детей, совместные мероприятия ДОУ и родителей.
- этап – основной:
Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей средней группы.
Реализация мероприятий, способствующих формированию умения у детей создавать поделки из солёного теста .
3.этап – заключительный:
Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. Презентация проекта.
Фото – отчёт по проекту.
11.Продукт проекта:
презентация проекта;
поделки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Семья»;
выставка совместных работ детей и их родителей.
Фотоархив;
Консультации для родителей.
- Календарный план реализации проекта:
с 15 ноября 2016 г.
по 15 января 2017г.
- Предполагаемые результаты проекта:
Овладение умениями и навыками изготовления поделок и атрибутов из соленого теста для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Семья».
- Роль родителей в реализации проекта:
— Консультации:
«Особенности технологии лепки из соленого теста »;
«Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей »;
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста».
Совместная деятельность:
— участие в выставке совместных работ детей и их родителей.
15.Календарно-тематическое планирование проекта:
Месяц | Мероприятия | Задачи |
Ноябрь | Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Повысить компетентность. |
Разработка содержания проекта: «Соленое тесто» |
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты | |
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. | Определить объем и содержание работы по проекту. | |
Ноябрь | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.
«Замешивание теста». |
Познакомить детей с новым материалом. Вызвать интерес и желание лепить из солёного теста.
|
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме. |
Упражнять в умении скатывать тесто круговыми движениями ; развивать мелкую моторику пальцев рук; раскрашивать готовые изделия. |
|
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме. «Сердечко для мамы» |
Изготовление символа сердца в подарок маме с использованием шаблона, раскрашивание готовых изделий. | |
Консультация для родителей:
«Особенности технологии лепки из соленого теста » |
Познакомить родителей с особенностями технологии лепки из соленого теста. | |
Декабрь
|
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.
«Торт с розочками» |
Знакомство с цветным соленым тестом (добавить гуашь);
Развивать творческое воображение. |
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.
«Булочки» |
Формировать умение у детей закручивать колбаску в форме розочки, раскрашивание готовых изделий. | |
Консультация для родителей:
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста». Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме. «Слепи то, что хочешь»
|
Формировать умение работать по шаблону. Раскрашивание готовых изделий. |
|
Повышать компетентность родителей. | ||
Декабрь
|
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.
«Разное печенье: рыбки, грибочки…». |
Формировать умение работать по шаблону,
раскрашивание готовых изделий. |
Декабрь
|
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.
«Ёлочные украшения» |
Формировать умение у детей лепить украшения для новогодней ёлки способом сплющивание.
Развивать самостоятельность и фантазию. |
Январь | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.
«Цветы необычной красоты»
|
Вызвать интерес к лепке. Продолжать формировать умение у детей создавать выразительные лепные образы, раскрашивание готовых изделий, развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Выставка работ детей и их родителей.
|
Повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка и формирования его креативности. | |
Сюжетно-ролевые игры «Магазин» и «Семья». | Формировать умение у детей подбирать атрибуты в соответствии с замыслом. |
- Проблема: для сюжетно-ролевых игр «Магазин» и «Семья» выявилась нехватка атрибутов, и я предложила детям изготовить их из соленого теста.
- Смета проекта: расходы не требуются.
- Опыт реализации проекта: Проект «Соленое тесто» для детей 4-5 лет реализуется в МБДОУ детский сад №2 «Ромашка» городского округа города Выкса.
19.Список используемой литературы:
- ООП ДО МБДОУ детский сад №2 «Ромашка» на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
2.Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва Линка – Пресс 2009 г.
3.Силаева К. В. «Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки» — М.: Изд. Эксмо, 2006.
- Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс»
- Хананова И. «Соленое тесто»- М.: «Дрофа», 2007.
Интернет-ресурсы:
http://maam.ru/»Маам.ру»- сайт для воспитателей детского сада.
http://nsportal.ru/«НСпортал.ру»- сайт для воспитателей детского сада.
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news5891.html
20.Приложение
1.Фотоархив;
2.Консультации для родителей:
«Особенности технологии лепки из соленого теста »;
«Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей »;
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста».
3.Презентация проекта.
Заключение
Работая над проектом, я ставила ряд задач, которые в ходе проекта решались. Мне удалось познакомить детей с соленым тестом как материалом для изготовления поделок, а также пополнить развивающую предметно-пространственную среду; были изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья» и «Магазин» .Родители приняли участие в совместной выставке работ .