ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Соленое тесто

678
Автор: Елецких М.В. воспитатель МБДОУ №2 «Ромашка»
Категория: Воспитательная работа

Содержание проекта

  1. Название проекта
  2. Руководители проекта
  3. Интеграция образовательных областей
  4. Вид проекта
  5. Продолжительность проекта
  6. Участники проекта
  7. Цель проекта
  8. Задачи проекта

9.Актуальность проекта

  1. Механизм реализации проекта
  2. Продукт проекта

12.Календарный план реализации проекта

13.Предполагаемые результаты проекта

  1. Роль родителей в реализации проекта
  2. Календарно-тематическое планирование проекта
  3. Проблема

17.Смета проекта

18.Опыт реализации проекта

19.Список используемой литературы

20.Приложение

Паспорт проекта

 

         1.Название проекта:  «Солёное тесто»

2.Руководитель проекта: воспитатель МБДОУ №2 «Ромашка» Елецких  М.В.

        3.Интеграция образовательных областей:

— социально – коммуникативное развитие;

—  познавательное развитие;

—  речевое развитие;

—  художественно – эстетическое развитие;

—  физическое развитие.

  1. Вид проекта: творческий.
  2. Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца).
  3. Участники проекта: воспитатель средней группы №3 «Почемучки», воспитанники группы и их родители.
  4. Цель проекта: изготовление поделок и атрибутов из соленого теста для сюжетно-ролевых игр.
  5. Задачи проекта:

-познакомить детей с соленым тестом как материалом для изготовления поделок.

-пополнить развивающую предметно-пространственную среду

(изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин»).

— организовать  сотрудничество с родителями.

  1. Актуальность проекта:

В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, в том числе, всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста.

Обычай лепить из солёного теста распространён во многих районах Европы и на русском Севере. Когда-то изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Часто такие фигурки служили оберегами.

В наше время лепка из солёного теста во многом поменяла тематику. Главное отличие современных изделий в том, что они раскрашены.

Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения в ДОУ и позволяет делать из него различные поделки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких, как «Семья», «Магазин». Так же необходимо организовать  сотрудничество с родителями для изготовления  поделок  с детьми дома.

10.Механизм реализации проекта:

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в детской руке, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

История возникновения соленого теста

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом, в Вавилоне, появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба . Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву. Так из теста стали выпекать не только хлеб, но и декоративные изделия, которыми стали украшать различные религиозные фигурки из народных сказаний. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали для преклонения перед своими божествами фигурки из теста. В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста.

В России на Рождество в Вологодской, Архангельской, Олонецкой губерниях пекли из пшеничного теста «коровок», «бычков», «петушков», «свинок», «козочек» в знак того, чтобы на дворе было побольше «животинки». Эти печенья дарили родным, соседям, украшали окна. Чтобы сохранить их от насекомых и поедания их мышами, в тесто добавляли большое количество соли — так возникло соленое тесто.

 

 

 

 

1 этап — подготовительный:

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Разработка содержания проекта: «Солёное тесто».

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Выстраивание единого педагогического процесса: подбор материала для работы с детьми, консультации для родителей, направленные на развитие творческих способностей у детей, совместные мероприятия ДОУ и родителей.

  1. этап – основной:

Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей  средней группы.

Реализация мероприятий, способствующих формированию  умения  у детей создавать поделки из солёного теста .

3.этап – заключительный:

Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. Презентация проекта.

Фото – отчёт по проекту.

11.Продукт проекта:

презентация проекта;

поделки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин»,  «Семья»;

выставка совместных  работ  детей  и  их родителей.

Фотоархив;

Консультации для родителей.

  1. Календарный план реализации проекта:

с  15 ноября  2016 г.

по 15 января 2017г.

  1. Предполагаемые результаты проекта:

Овладение умениями и навыками изготовления поделок и атрибутов из соленого теста для сюжетно-ролевых игр «Магазин»,    «Семья».

  1. Роль родителей в реализации проекта:

Консультации:

 «Особенности технологии лепки из соленого теста »;

«Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей »;

«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста».

Совместная деятельность:

— участие в выставке совместных  работ  детей  и  их родителей.

 

 

 

 

 

 

15.Календарно-тематическое планирование проекта:

Месяц Мероприятия Задачи
Ноябрь Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала. Повысить компетентность.
Разработка содержания проекта:
«Соленое тесто» 
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Определить объем и содержание работы по проекту.
Ноябрь Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.

«Замешивание теста».

Познакомить детей с новым материалом. Вызвать интерес и желание лепить из солёного теста.

 

 

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.
« Шарики-конфетки»

 

Упражнять в умении скатывать тесто круговыми движениями ; развивать мелкую моторику пальцев рук; раскрашивать готовые изделия.

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.
«Сердечко для мамы»
Изготовление символа сердца  в подарок маме с использованием шаблона, раскрашивание готовых изделий.
Консультация для родителей:

 

«Особенности технологии лепки из соленого теста »

Познакомить родителей  с особенностями технологии лепки из соленого теста.
Декабрь

 

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.

«Торт с  розочками»

 Знакомство с  цветным соленым тестом (добавить гуашь);

Развивать творческое воображение.

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.

«Булочки»

Формировать умение у детей закручивать колбаску в форме розочки, раскрашивание готовых изделий.
Консультация для родителей:

«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста».

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.

«Слепи то, что хочешь»

 

 

 

 

Формировать умение работать по шаблону.

Раскрашивание готовых изделий.

Повышать компетентность родителей.
Декабрь

 

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.

«Разное печенье: рыбки, грибочки…».

Формировать умение работать по шаблону,

раскрашивание готовых изделий.

Декабрь

 

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.

«Ёлочные украшения»

Формировать умение у детей лепить украшения для новогодней ёлки способом сплющивание.

Развивать самостоятельность и фантазию.

Январь Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме.

«Цветы необычной красоты»

 

Вызвать интерес к лепке. Продолжать  формировать умение у детей создавать выразительные лепные образы, раскрашивание готовых изделий, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Выставка работ детей и их родителей.

 

Повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка и формирования его креативности.
Сюжетно-ролевые игры «Магазин» и «Семья». Формировать умение у детей подбирать атрибуты в соответствии с замыслом.
  1. Проблема: для сюжетно-ролевых игр «Магазин» и «Семья» выявилась нехватка  атрибутов,  и я предложила детям  изготовить их  из соленого теста.
  2. Смета проекта: расходы не требуются.
  3. Опыт реализации проекта: Проект «Соленое тесто» для детей 4-5 лет реализуется в МБДОУ детский сад №2 «Ромашка» городского округа города Выкса.

19.Список используемой литературы:

  1. ООП ДО МБДОУ детский сад №2 «Ромашка» на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

2.Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва  Линка – Пресс 2009 г.

3.Силаева К. В. «Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки» — М.: Изд. Эксмо, 2006.

  1. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс»
  2. Хананова И. «Соленое тесто»- М.: «Дрофа», 2007.

Интернет-ресурсы:

http://maam.ru/»Маам.ру»- сайт для воспитателей детского сада.

http://nsportal.ru/«НСпортал.ру»- сайт для воспитателей детского сада.

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news5891.html

20.Приложение

1.Фотоархив;

2.Консультации для родителей:

«Особенности технологии лепки из соленого теста »;

 «Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей »;

«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста».

3.Презентация проекта.

 

Заключение

Работая над проектом, я ставила ряд  задач, которые в ходе проекта решались. Мне удалось  познакомить детей с соленым тестом как материалом для изготовления поделок, а также пополнить развивающую предметно-пространственную среду; были изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья»  и «Магазин» .Родители приняли участие в совместной выставке работ .

 

Соленое тесто