ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Коррекция развития личности детей и подростков с особыми образовательными потребностями средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества в дополнительном образовании

31
Автор: Е.И. Саталова, методист МБОУ ДО «Навашинский Центр дополнительного образования детей», Нижегородская область, г.Навашино
Категория: Неограниченные возможности

Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем  умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский

     Творческая  деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерантности. Оно формирует у детей творческий взгляд на жизнь, учит позитивному мышлению, расширяет креативность. Особенно ценно положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии.

 Таким детям вдвойне необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание со стороны взрослых, возможность самовыражения через творчество. И эту проблему мы решаем  через занятия в творческих объединениях, так как зачастую для них это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения, а у  детей  с ОВЗ, детей-инвалидов,  обучающихся на дому, у которых  ограниченное жизненное пространство и социальная активность,  это,  пожалуй,  единственная возможность для творческого самовыражения. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития  творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

В 2017- 2018 учебном году в нашем Центре дополнительного образования детей обучаются  10 детей с ОВЗ, 11 – детей-инвалидов.  Это  дети и подростки в возрасте от 9 до 17 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, с диагнозом ДЦП, легкая степень умственной отсталости,  сахарный диабет,  болезнь Дауна, аутизм, бронхиальная астма, сердечные заболевания. В основе образовательного процесса лежат педагогические  технологии личностно – ориентированного обучения.

Особенностью организации образовательного процесса для детей с ОВЗ является то, что для каждого ребёнка составляется своя индивидуальная дополнительная общеобразовательная  адаптированная программа, при составлении которой  учитываются желание ребенка и его родителей; возможности ребенка, состояние его здоровья; возможности образовательного учреждения и педагога (материальная база, опыт педагога и его квалификация). Для таких детей педагогами были разработаны программы: «Волшебный сундучок», «Город мастеров: равные возможности», «Художественное вязание»,  «Самоделкин», «Разноцветная мозайка». Содержание программ строится на интеграции всех компонентов сенсорной системы (зрительной, слуховой, двигательной, тактильной), формируя целостное и дифференцированное представление об окружающем мире во всем его многообразии.

Так, например, занятия в творческом объединении «Самоделкин»  направлены на формирование предметно- практической деятельности, коррекцию зрительно-моторной координации, развитие и расширение художественно-творческих способностей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.  Занятия в творческом объединении помогают  развитию мелкой моторики посредством художественного ручного труда. В процессе работы обучающийся создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.

Содержание занятий включает в себя изучение и овладение приемами работы с природными, бросовыми материалами, пластилином, различными видами бумаги.  В процессе работы  развивается образное и пространственное мышление, ребенок приучается работать обеими руками, начинает чувствовать материал и определенный ритм движений пальцев.

На занятиях в творческом объединении «Художественное вязание» педагог учит  правильно  пользоваться крючком, спицами, правильно читать условные обозначения, подбирать материалы для вязания, выполнять основные элементы художественного вязания. Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. В процессе работы у ребенка возникают положительные эмоции, которые  стимулируют активность, пробуждают стремление пробовать свои силы в работе с различными материалами, проявлять свою индивидуальность. В конце учебного  года  организуются творческие выставки, где можно наблюдать различные виды работ: прихватки, одежда для кукол, салфетки, сувениры и многое другое.

На занятиях в объединениях «Город мастеров: равные возможности» и «Разноцветная мозайка»   обучающиеся проявляют свою индивидуальность,  справляются  с внутренними трудностями и  негативными переживаниями.

Для творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья  были подобраны занятия  с использованием  тестопластики, работы с глиной, пластилином, с различными видами бумаги, природными материалами, нетрадиционных  методов рисования. Развитие мелкой моторики позволяет  корректировать работу с мышечным тонусом кисти рук, развивают творческую направленность, творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки, что способствует формированию адекватной самооценки.

Один из основных материалов это соленое тесто – приятный на ощупь экологически безвредный и гиппоаллергенный, недорогой, доступный для каждого, поделочный материал. Его можно раскрасить в самые разнообразные цвета. У детей развивается фантазия, моторика пальчиков. Массируются активные точки рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, речь, его самочувствие. Именно поэтому занятия по тестопластике удачно подходят для индивидуальной работы  с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Работа с глиной развивает мускулатуру кистей рук, согласованность обеих рук, глазомер. Маленькие кусочки глины творят чудеса: рука становится твёрже, уверенней, движения точнее. Происходит развитие  умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно полноценное формирование социально-активной личности.

В процессе работы с  различными видами бумаги  дети учатся внимательно слушать устные инструкции педагога, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Такая работа учит аккуратности и терпению.

Для развития сенсорных способностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов особенно рекомендуется работа с природным материалом.  Такие занятия формируют представления о величине, формах, цвете, пробуждают познавательный интерес.

Традиционные техники и способы рисования подразумевают владение техникой изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти и карандаша, что требует от ребенка высокого уровня  сформированности графических навыков и умений. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую,  эти навыки сложны, и в силу специфики развития овладение ими затрудняется.

Нетрадиционные техники рисования выступают и как средство коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяющее преодолеть чувство страха, так как позволяют выразить свои эмоции и чувства, вселяют уверенность в своих силах. Занятия изобразительной деятельностью  включают в себя интересные и простые в применении  методы нетрадиционного рисования, например, тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками и ладошками, ватной палочкой или зубной щёткой,  выдувание через трубочку и многое другое.

      Любая из предложенных выше технологий рисования даёт ребёнку возможность выбирать, думать, искать, пробовать. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Народное искусство отличается особой простотой, вкусом и выразительностью.

В объединении «Волшебный сундучок» по декоративно-прикладному творчеству дети  с ОВЗ дети-инвалиды учатся создавать красоту своими руками. Им предоставляется  возможность совместно с педагогом  придумывать и изготавливать различные виды русских кукол.   Педагог  знакомит детей с историей возникновения русских тряпичных кукол; с технологией конструирования кукол;   с технологией украшения народными узорами, использование разных материалов (дерево, мочало).

А также с  интересом  изучают приемы городецкой росписи, знакомятся  с историей зарождения росписи,  с орнаментом и композицией,   приобретают основные простейшие элементы росписи, технические навыки в работе с кистью,  умение  правильно держать кисточку во время росписи,  а также смешивание красок между собой.

Основная задача наших педагогов  на занятиях декоративно-прикладным и изобразительным творчеством не только научить детей с ОВЗ, детей-инвалидов работать, реально оценивать свои возможности, ставить четкие цели и добиваться их достижения, но и сформировать у них социальные навыки и умения.

Процесс обучения изобразительному и декоративно-прикладному творчеству неразрывно связан с решением специфической задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.  Обучение носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. Это дает  реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

И наша  задача- помочь детям занять достойное место в обществе сверстников, а главное — наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Список литературы.

  1. Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. — М.: Владос, 2014. — 176 c.
  2. Суханова, Л. П. Здоровье новорожденных детей России / Л.П. Суханова. — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2014. — 320 c.
  3. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теревинф, 2004. — 136 с.
  4. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 2014г.
  5. Федеральный государственный образовательный  стандарт  начального  общего образования  обучающихся  с  ограниченными  возможностямиздоровья  /  М-во образования  и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2017. –404
  6. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В.Бабкина. –М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2016. –143 с
  7.  Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. –М.: Гуманит.изд.центрВЛАДОС, 2014. –167 с
Коррекция развития личности детей и подростков с особыми образовательными потребностями средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества в дополнительном образовании