ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Методическая разработка урока — ролевой (деловой) игры по МДК 02.01. «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей».

172
Автор: Белянина И.Ю., преподаватель спецдисциплин, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский авиационный технический колледж»
Категория: Научно-методическая работа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

В основе технологий  группового взаимодействия лежат различные способы организации внутригрупповой деятельности (работа в малых группах).  Совместная учебная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия студентов друг с другом в малых группах,  играет решающую роль в достижении целей:

— развитие мышления обучающихся в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач;

-формирование межличностных отношений, готовности к сотрудничеству, к пониманию других;

-овладение способами организации совместной деятельности и т.д.

  Принцип ролевого поведения реализуется в ролевых играх имитационного, ролевого  типа, обеспечивающих организацию совместной деятельности в контексте деятельности профессиональной, в которой студенты, выступая в определенной  ролевой позиции, воссоздают реальную  или воображаемую ситуацию производственной деятельности и обучаются принятию решений  в условиях заданной ситуации.

Проведение нетрадиционного   урока  (ролевой  (деловой) игры)  определяется его  двуплановостью,  комплексным характером, обеспечивающим одновременное решение многих задач:

— создание условий для глубокого и полного усвоения учебного материала по темам на основе системного применения знаний в процессе одновременного решения учебных и моделируемых профессиональных проблем; она позволяет синтезировать интенсифицировать учебную деятельность студентов, создает условия для развития их творческого мышления в процессе анализа производственной ситуации и поиска нестандартных способов их решения;

— участие в деловой игре стимулирует развитие личностного потенциала студента, его самореализацию и самоутверждение в творческих ситуациях игрового  взаимодействия, формирует интерес к учебной и профессиональной деятельности и т.д.

Задача преподавателя – найти соотношение учебных и игровых действий, обеспечивающих общее и профессиональное решение личности специалиста, создать условия,  не дающие возможности  «переигрывания», т.е. несерьезного отношения студента к игровой деятельности.

Вербицкий А. дает определение обучению в игре как важнейшему  условию освоения профессиональной деятельности, обеспечиваемому посредством воссоздания в учебной ситуации контекста конкретной ситуации профессиональной деятельности[5].

  1. Деловая (ролевая) игра не должна занимать более 1-го занятия.
  2. Деловая игра должна быть интересной  не только преподавателю, но и студентам,  тема  деловой  игры – актуальной  на сегодняшний момент, создается проблема, решение которой даст возможность систематизировать и закрепить теоретические знания разделов и тем МДК. При планировании урока перед студентами ставится проблема,  в шуточной форме разрабатываются сложные вопросы, которые студенты  отвечают после обсуждения командой (самостоятельно  находят ответы на поставленные вопросы).

На данном уроке студентам предлагается решить проблему, связанную с неисправностью двигателя во время движения автомобиля: знания конструкции, основных  неисправностей двигателя дают возможность водителю своевременно выявить поломку механизмов и систем двигателя при работе, а незнание конструкции, основных неисправностей могут привести к серьезной поломке и необходимости капитального ремонта двигателя автомобиля.

  1. При проведении нетрадиционных типов уроков рекомендуется разделить группу на микрогруппы.
  2. Разработка заданий рассчитана на их решение как микрогруппой, так отдельными ее участниками. При неправильном ответе на поставленные вопросы преподаватель дает подсказку, но не ответ на вопрос, можно предоставить дополнительное время для поиска ответа.
  3. В заданиях учитывается время, в течение которого оно будет выполнено, так и сложность поставленных вопросов.
  4. Урок заканчивается решением кроссвордов, креативными  методами  решения проблем (кластеры, различные таблицы, графики и т.д.)  или выполнение других небольших заданий с целью повторения пройденных тем.

7.Оценивание работы каждой команды (микрогруппы)  проводится по пятибалльной системе, которая позволяет преподавателю поставить общую оценку  за ответы  на вопросы конкурсов.  (Студенты группы  могут принимать участие в обсуждении результатов  конкурсов, что дает более «прозрачную» оценку урока).

 

 

 

План урока.

Тема: Автомобиль в современном мире.

Механизмы и системы двигателя.

Девиз мероприятия:

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения»  (Остап Бендер).

Мероприятие  направлено  на совершенствование компетенций по профессии:    слесарь по ремонту строительных машин.

Количество команд -2, число участников в команде  – 7 человек.

Цели  урока:  В процессе деловой игры отработать навыки определения неисправностей двигателя и способов их устранения.

Задачи урока:

  1. Определение уровня знаний студентов по темам: общее устройство и рабочий цикл двигателей, механизмы двигателя, системы двигателя, техническое обслуживание двигателей.
  2. Развивать умение студентов систематизировать, анализировать, обобщать знания, умение и делать выводы; развивать интерес и любовь к профессии.
  3. Обеспечивать  усвоения  сущности,  правил и основных способов   определения основных неисправностей двигателя  при  реальных жизненных ситуациях.

Участники —  группа студентов  1 курса.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.

Форма урока: деловая  игра.

Методическое оснащение урока: детали  механизмов  и систем двигателя, стенд «Механизмы и системы двигателя», плакаты: «Механизма двигателя», «Система охлаждения». «Смазочная система»,  «Силовой агрегат», «Система питания бензинового двигателя», рабочие тетради, презентация «Автомобиль в современном мире».

Ход (сценарий) урока:

  1. Организационная часть.
  2. Проверить количество студентов по списку в журнале, отметить отсутствующих.
  3. Создать творческие группы (микрогруппы) по принципу добровольности. Каждой микрогруппе дано домашнее задание: символика, название команды, используя техническую литературу изучить технические характеристики автомобиля (на выбор членов микрогруппы).
  4. Судейская команда, в количестве 5 человек, выбирается из числа студентов группы и приглашенных преподавателей (2 студента и 3 преподавателя). Итоги отдельных конкурсов заносятся в таблицу (приложение №1).

Ведущим является преподаватель.

О готовности команды к ответу  «говорит»  поднятый флажок,  который находится на столе каждой микрогруппы.

  1. На подготовку к ответам отводится 2-3 минуты, ответ 3 – 5 минут.

Ответы оценивает  жюри по пятибалльной системе, а также оценку себе дают сами студенты, участвующие в игре.

  1. Проведения учебного занятия по междисциплинарному курсу МДК 02.01 «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей» с применением коммуникативно- диалоговых технологий при обобщении и повторении тем разделов:
  2. Конструкция и устройство автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей.
  3. Организация технического обслуживания автомобилей. Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.
  4. Студенты знают терминологию, знают конструкцию автомобилей, основные неисправности и техническое обслуживание автомобилей.
  5. Подготовительный:
  6. Преподаватель объявляет тему, цель и задачи урока-КВН, критерии оценок.

«Автослесарь  за техникой должен следить,
Наладку, ремонт и уход проводить.
Найдёт неисправность в любом механизме,
Пусть техника служит без риска для жизни».

Преподаватель: «Наш урок сегодня необычный и  носит  проблемно-поисковый характер. Очень часто во время работы автомобиля появляются неисправности систем, механизмов, отдельных узлов и агрегатов, которые создают проблему для дальнейшей его работы. Эта проблема решается самим водителем, если неисправность незначительная, но чаще всего водитель обращается в автомастерскую.

Таким образом,  создается проблема: знания конструкции, основных  неисправностей двигателя дают возможность водителю своевременно выявить поломку механизмов и систем двигателя при работе, а незнание конструкции, основных неисправностей могут привести к серьезной поломке и необходимости капитального ремонта двигателя автомобиля.

Наши команды (микрогруппы) являются участниками автопробега Нижний Новгород- Краснодар — Нижний Новгород. Для участия в автопробеге команды подобрали  для себя  автомобили, которые должны пройти путь равный 1300 км.

2.Преподаватель распределяет  задание  микрогруппам, определяет  временные  рамки  для их выполнения и доводит критерии оценивания работ до студентов.

  1. Критерии оценок:

«5» баллов ставится за правильный, обоснованный ответ

«4» балла ставится за правильный обоснованный ответ, но была одна подсказка со стороны команды

«3» балла ставится за правильный, но неполный ответ, со стороны отвечающего, были даны не более трех подсказок со стороны команды и группы поддержки, или ответ дополняли команда и группа поддержки.

«2» балла  — ответ неправильный, на вопрос отвечала группа поддержки.

«1» балл — на заданный вопрос нет ответа, как со стороны команды, так и со стороны группы поддержки.

Баллы снимаются, если на поставленный вопрос отвечает команда-соперница.

4.В микрогруппах выбрать командира,  штурмана,  остальные участники – команда автослесарей, «Спикером» — представляющим  результаты работы каждого участника микрогруппы и команды в целом по итогам отдельных конкурсов выступает каждый участник команды, заполняя оценочную таблицу (приложение № 2).

  1. Студенты группы, не участвующие в игре, разбиваются на две команды – болельщиков, которые косвенно участвуют в игре, отвечая на вопросы, если команда затрудняется с ответом. Во время выполнения задания по решению кроссвордов  болельщики отвечают на вопросы и приносят дополнительные очки своей команде. Активные студенты-болельщики также получают оценки по итогам игры.
  2. Предоставление результатов работы микрогрупп.

Каждая микрогруппа по очереди представляет подготовленный материал. Представляет  микрогруппу и ее участников командир.

Конкурс  1. «Домашнее задание»

1.Представление  команд.

2.Технические характеристики автомобилей.

Конкурс  2 «Название автомобилей»

Как называют красиво

этих «железных коней»

«Волга», «Ока» и «Нива»

от них на дорогах светлей.

Задание:

1.Назовите автомобили,  название которым дали реки,  на берегах которых раскинулся Нижний Новгород.

(«Волга», «Ока»)

Авто – ладья

(«Жигули»)

Авто – дальнобойщик

(«КамАЗ», «МАЗ» и т.д.)

Авто – конь

(«Мерседес»)

Авто Остапа Бендера

(«Антилопа Гну»)

Конкурс 3  «Детали автомобилей»

Как много деталей, узлов, механизмов

Включает машина в себя

Механик все знает, умеет, исправит

Любую поломку шутя.

Из закрытой коробки (не подглядывая в нее) достать деталь, назвать деталь, её назначение, конструкцию. [2,3]/

Конкурс 4  «Основные неисправности двигателя».

Чтоб всегда была удача,

и в пробеге победить,

наш авто всегда исправным

и надежным должен быть.

Во время пробега участники команды слышат непонятные стуки, шум, двигатель перегревается  и т.д. Они понимают, что у  двигателя, какие — то неисправности. Какие же? Что делать?

Назвать основные неисправности двигателя. [4]

Конкурс 5. «Техническое обслуживание механизмов и систем двигателя».

Можно обратиться в автосервис, но это займет определенное время, а можно провести работы по техническому обслуживанию автомобиля на дороге.

Если можно, то как?

Назвать операции, проводимые в объеме работ технического обслуживания автомобиля.[4]

Конкурс  6. «Песенный»

Сколько песен хороших напето –

Про машины, дороги, водил

Мы составили конкурс хороший,

Чтобы всех он чуть – чуть заразил.

В течение одной минуты вспомнить 4 – 5 песен о машинах, дорогах, водителях.

Конкурс 7 «Кроссворд».

Сколько было конкурсов сегодня,

впереди нас ждет решающий – кроссворд.

Знания, умение и дружба вам помогут найти ключевое  слово.

Решите кроссворд и найдите ключевое слово.

Конкурс для групп поддержки.

Конкурс для болельщиков  команд-микрогрупп (количество правильных ответов групп поддержки суммируется с баллами  команды).

Продолжите фразу:

1.Автомобиль не роскошь, а…..» Остап Бендер.

Ответ: средство передвижения

2.Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина,………

Ответ: мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины.

3.Человек как никто из живых существ любит создавать себе дополнительные трудности. Именно этим объясняется …..

Ответ: желание иметь собственный автомобиль.

4.Самый лучший автомобиль…..

Ответ: новый!

5.Будь проклят тот день, когда я сел….

Ответ: за баранку этого пылесоса

  1. Если из автомобиля не течет масло…..

Ответ:  значит его там нет.
7. Автомобили покупают не для того, чтобы вкладывать деньги, …

Ответ:  их покупают, чтобы тратить деньги.

  1. С тех пор, как я стал водить машину, я стал……….

Ответ: осторожнее переходить дорогу.
9. Автомобиль благотворно повлиял на состояние нравов: ….

Ответ: конокрадство почти прекратилось.
10. Внедорожник — это автомобиль, который застрянет там, куда….

Ответ: другой автомобиль не доедет.[1]
4. Групповая рефлексия:

  1. Каждая творческая группа (микрогруппа) оценивает эффективность совместной деятельности на основе заданных критериев, определяет вклад каждого участника. Представители каждой группы выступают с результатами оценок, как каждого участника, так и микрогруппы в целом.
  2. Выступление жюри конкурса с результатами, полученными при оценке каждого конкурса и команд в целом.
  3. Подведение итогов урока преподавателем.

 

Используемая литература:

  1. https://www.drive2.ru – Сообщество людей и машин.

2.      Гирявец  А.К., Голубев П.А., Кузнецов А.М. «двигатели ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ и УАЗ. Конструктивные особенности. Диагностика. Техническое обслуживание. Ремонт. /под редакцией проф. П.Э. Сыркина. Нижний Новгород: издательство Нижегородского госуниверситета им. Лобачевского, 2009.

3.      Гладов Г.И., Петренко А.М. «Устройство автомобилей»: учебник для нач. проф. образования – М.:Издательский центр «Академия» 2012.

4.      Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и  двигателей.: Учебник для студ.учреждений сред.прогф.образования — М.: Издательский центр «Академия»,2015.

5.      Никитина Н.И., Железнякова О.М., Петухов М.А. «Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб.пособие.-М.: Мастерство,2002.

 

Приложение 1.

Оценочная таблица

 

Команда № 1. Конкурс
1 2 3 4 5 6 7
             

 

 

 

Команда № 2. Конкурс
1 2 3 4 5 6 7
             

 

Приложение 2.

Оценочная таблица

 

         Конкурс

 

Команды

1 2 3 4 5 6 7 Конкурс  групп

поддержки

Общие баллы
1.                  
2.                  

 

Приложение 3

Кроссворд

 

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

1.Деталь, открывающая и закрывающая впускные и выпускные клапаны.

2.Подвижная часть механизма, днище которого образует нижнюю стенку камеры сгорания и воспринимает давление газов при их расщеплении.

3.…… они состоят из датчика и магнитоэлектрического указателя, отличаются только шкалами.

4.Прибор создает искровой разряд.

5.Прибор, измеряющий пройденный путь.

6.Основной элемент системы пуска.

К Л А

П

А Н  
  П О Р Ш Е Н Ь
П Р И Б О Р Ы  
  С В Е Ч И  
С П И Д О М Е Т Р
  С Т А Р Т Е Р  

 

ПО ВЕРТИКАЛИ

1.Деталь, открывающая и закрывающая впускные и выпускные клапаны.

2.Подвижная часть механизма, днище которого образует нижнюю стенку камеры сгорания и воспринимает давление газов при их расщеплении.

3.…… они состоят из датчика и магнитоэлектрического указателя, отличаются только шкалами.

4.Прибор создает искровой разряд.

5.Прибор, измеряющий пройденный путь.

6.Основной элемент системы пуска.

К  

П

С    
Л Р С П С  
А П И В И Т
П О Б Е Д А
А Р О Ч О Р
Н Ш Р И М Т
  Е Ы   Е Е
  Н   Т Р
  Ь Р  
Методическая разработка урока — ролевой (деловой) игры по МДК 02.01. «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей».