Категория: Научно-методическая работа
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»
Главной задачей самостоятельной работы является развитие общих знаний, умений приобретать научные знания путем личных поисков, формирование активного интереса и вкуса к творческому самостоятельному подходу в учебной и практической работе.
Самостоятельная работа складывается из изучения учебной и специальной литературы, как основной, так и дополнительной, нормативного материала, конспектирования источников, подготовки устных и письменных сообщений, докладов, рефератов, выполнения практических ситуационных заданий.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы разработаны в соответствии с программой БД.01 «Русский язык». БД.01 «Русский язык» относится к базовым дисциплинам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
— о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;
— о стилистических ресурсах русского языка;
-об основных нормах русского литературного языка;
-о русском речевом этикете
владеть:
— всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
— языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
— навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
— владеть навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
уметь:
— использовать приобретенные знания и умения для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
— анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
— представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
Самостоятельная работа студента должна начинаться с изучения, осмысления изложенной темы в учебной, справочной литературе.
Количество часов на реализацию программы «Русский язык»– 116 часов. Рекомендуемое количество часов самостоятельной работы – 32 ч.
Предлагаемые рекомендации разработаны в помощь студенту, выполняющему внеаудиторную самостоятельную работу, которые помогут быть успешным в этой деятельности.
Раздел 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.
Виды самостоятельной работы студента.
Стилистический анализ текста.
Методические указания.
Работа выполняется на практическом занятии в рабочей тетради студента рукописным способом (разборчивым почерком) после изучения всех тем раздела. При выполнении самостоятельной работы студент получает текст и задания к нему. Можно использовать материал учебника Русский язык: повторительный курс: Учебное пособие / Т.И. Сурикова. — 2-e изд., перераб. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 544 с.: 60×90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-98281-220-9 URL http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=493939, лекционный материал и ресурсы сети Интернет, все виды словарей.
Примерный план лингвистического анализа текста.
- Прочитайте текст.
- Сформулируйте основную мысль текста, озаглавьте его.
3.Определите стиль и тип текста.
- Укажите языковые средства, характерные для стиля речи, к которому относится данный текст.
- Подробно проанализируйте синтаксический строй данного текста.
6.Выпишите ключевые слова из текста.
- Проведите пунктуационный анализ выделенного предложения.
Формы контроля.
Сдача работы в срок.
Выполнение требований к оформлению работы.
Раздел 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Виды самостоятельной работы студента.
Самостоятельная работа со словарями на практическом занятии, проводимом в библиотеке.
Методические указания.
Пользуясь любыми видами словарей, необходимо выписать в тетрадь для практических занятий 5 библейских фразеологизмов и 5 мифологических. Дать справку об их этимологии и определить значение. С каждым фразеологизмом составить сложноподчиненное предложение.
Из толкового словаря выписать не менее пяти многозначных слов. Составить сложное предложение со словами в переносном значении.
Записать в тетрадь не менее пяти неологизмов последнего пятилетия, указать значения слов.
Формы контроля.
Сдача работы в срок.
Выполнение требований к оформлению работы.
Раздел 3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ
Виды самостоятельной работы студента.
Подготовка мультимедийной презентации.
Методические указания.
Дома самостоятельно подготовить презентацию не менее 15 слайдов на тему: «Принципы русской орфографии, фонемные правила». Можно использовать материал учебника Русский язык: повторительный курс: Учебное пособие / Т.И. Сурикова. — 2-e изд., перераб. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 544 с.: 60×90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-98281-220-9 URL http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=493939, лекционный материал и ресурсы сети Интернет, все виды словарей.
Критерии оценки выполненной работы:
Параметры оценивания | Критерии оценивания |
Критерии оценивания, анализирующие содержание презентации | Содержание презентации должно отражать цель изучаемой проблемы |
Критерии оценивания, анализирующие корректность текста презентации | — отсутствие орфографических ошибок;
— использование научной терминологии; — информация должна быть точной, полной, полезной и актуальной. |
Критерии оценивания, анализирующие дизайн презентации | — общий дизайн0оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации;
— диаграммы и рисунки в презентации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию; — текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами.
|
Требования к выполнению:
На основе изученного материала по теме оформить презентацию работы
Создавая презентацию, вам необходимо определить
— конкретное количество слайдов, назначение каждого из них;
— основные объекты, которые будут размещены на слайдах.
Также необходимо соблюдать требования к оформлению мультимедийных презентаций, слайдов:
- Стиль
— соблюдайте единый стиль оформления
— избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой информации
— вспомогательная информация не должна преобладать над основной
- Фон
Для фона выбирайте холодные тона (синий, зеленый).
- Цвет
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
- Анимационные эффекты
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации
- Содержание информации
— используйте короткие предложения и слова
— заголовки должны привлекать внимание аудитории
- Расположение информации на странице
— предпочтительно горизонтальное расположение информации
— наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Шрифты
— для заголовка – не менее 24
— для информации – 16-18
— нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации
— для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
- Объем информации
— не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации
— наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
- Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.
Формы контроля.
Сдача работы в срок.
Выполнение требований к созданию презентации.
Раздел 4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
Виды самостоятельной работы студента.
Выполнение упражнений
Методические указания.
В тетради для самостоятельных работ на практическом занятии необходимо выполнить четыре упражнения. Разрешается пользоваться только всеми видами словарей.
Задание 1. От приведенных слов безаффиксным способом образуйте существительные.
Синий – синь, кричать – крик (ч//к).
Дрожать, грохотать, мутный, хохотать, визжать, лязгать, пищать, скучать.
Задание 2. Выполните словообразовательный анализ приведенных ниже слов:
Черноморский, рыболов, ВТО, кафе-клуб, волнистый, пробуждение, умчаться, помощница, по-людски, молчаливость.
Задание 3. Сделайте словообразовательный разбор выделенных слов:
Итак, Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник и пустослов. Все шли в многонародное место – в кабак. По небу, запорошенному хлопьями туч, суетился в ночном походе кособокий месяц.
Задание 4. Из приведенных родственных слов составьте словообразовательные цепочки:
Зеленый – зеленить – озеленить — озеленение;
Защита – защитить – беззащитный – беззащитно;
Море — моряк – моряцкий — по-моряцки;
Звук – звучать – отзвучать – отзвук.
Формы контроля.
Работа проверяется в соответствии с критериями
КритериИ ответов
«5»
- Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.
- Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.
- Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.
- Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.
- Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.
- Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.
- В целом в ответе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета, а также 1 грамматическая ошибка.
«4»
- Раскрыто основное содержание материала.
- Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
- Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.
- Ответ самостоятельный, последовательно излагается ответ на вопрос в соответствии с планом.
- Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.
- Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное нарушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.
- В целом в ответе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
- Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.
- Не дано определение понятий.
- Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.
- Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.
- Ответ несамостоятельный, дается с помощью ответов на дополнительные (вспомогательные) вопросы учителя, содержание излагается бессистемно, план отсутствует.
- Допускаются 3-4 неточности в определении понятий и использовании научной терминологии, 2-3 случая нарушения последовательности изложения и 2-3 неточности в языке изложения.
- В целом в ответе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
- Основное содержание учебного материала не раскрыто.
- Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
- Допускаются более 4 грубых ошибок в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении ответа.
- В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов, а также 7 грамматических ошибок.
Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Виды самостоятельной работы студента.
Выполнение аудиторной контрольной работы.
Методические указания.
Каждый студент получает распечатку с текстом и задания к нему. Работа выполняется на практическом занятии самостоятельно в тетради для самостоятельных работ. Никакими источниками пользоваться нельзя.
Спишите предложения, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы. Надпишите части речи над каждым словом.
Увы среди тех кому Чехов писал свои письма н… нашлось н… одного человека который мог бы разд…лить с ним его художнический интерес к бытию: то что он живописец сч…тал интереснейшим оригинальным и новым н…сколько н… интересовало других. Я глубоко убеждён в том что Чехов с одинаковым вн…манием и одинаковым прон…кновением любопытством разг…варивал с учёным и с ра…носчиком с просящим на бедность и литератором с крупным земским деятелем и с сомнительным м…нахом и с приказ…иком и с маленьким почтовым чиновником отсылавшим его кор…еспонденцию.
Формы контроля.
Работа проверяется в соответствии с критериями проверки письменных работ.
Раздел 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
Виды самостоятельной работы студента.
Выполнение теста
Методические указания.
Тест по вариантам выполняется в тетради для самостоятельных работ. Тест выполняется в завершении изучения раздела на практическом занятии и проверяется по следующим критериям.
100 – 95 % правильных ответов – отлично;
94 – 80 % правильных ответов – хорошо;
79 – 60 % правильных ответов – удовлетворительно;
59 – и менее % правильных ответов – неудовлетворительно
Основная литература
Русский язык: повторительный курс: Учебное пособие / Т.И. Сурикова. — 2-e изд., перераб. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 544 с.: 60×90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-98281-220-9 URL http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=493939
Дополнительные источники
- «Все правила русского языка» — Изд.: АСТ, Астрель, 2014г.
- Н.А.Герасименко «Русский язык» — Изд.: «Академия» -М: 2012 г.
- И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 2014г.
- Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2014.
- Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2013г.
- «Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2005 г.
- Л. Успенский «Слово о словах» — Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
- А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» — Изд.: КомКнига, 2013 г.,
- Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2015.
Словари
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
- Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
- Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им.
- В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
- Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.
- Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.Скворцова. — М., 2006.
- Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.
- Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
- Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.
- В.В.Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
- eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
- ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
- russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
- rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
- uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
- Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики).
- posobie.ru (Пособия).
- it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин-
- формационные технологии на уроках русского языка и литературы). www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»). www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру). www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www.gramota.ru (Справочная служба).
- gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).