ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»

34
Автор: Е.Н.Пропадеева, ст.преподаватель кафедры культуры и психологии предпринимательства ИЭП ННГУ им.Лобачевского
Категория: Научно-методическая работа

Главной задачей самостоятельной работы является развитие общих  знаний, умений приобретать научные знания путем личных поисков, формирование активного интереса и вкуса к творческому самостоятельному подходу в учебной и практической работе.

Самостоятельная работа складывается из изучения учебной и специальной литературы, как основной, так и дополнительной, нормативного материала, конспектирования источников, подготовки устных и письменных сообщений, докладов, рефератов, выполнения практических ситуационных заданий.

Методические рекомендации по  выполнению самостоятельной внеаудиторной работы разработаны в соответствии с программой  БД.01 «Русский язык». БД.01 «Русский язык» относится к базовым дисциплинам.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

— о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;

— о стилистических ресурсах русского языка;

-об основных нормах русского литературного языка;

-о русском речевом этикете

владеть:

—  всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

— языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

— навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

— владеть навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

уметь:

— использовать приобретенные знания и умения для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

— анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

— представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

Самостоятельная работа студента должна начинаться с изучения, осмысления изложенной темы в учебной, справочной литературе.

Количество часов на реализацию программы «Русский язык»– 116 часов. Рекомендуемое количество часов самостоятельной работы – 32 ч.

Предлагаемые рекомендации разработаны в помощь студенту, выполняющему внеаудиторную самостоятельную работу, которые помогут быть успешным в этой деятельности.

 

Раздел 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.

Виды самостоятельной работы студента.

Стилистический анализ текста.

Методические указания.

Работа выполняется на практическом занятии в рабочей тетради студента рукописным способом (разборчивым почерком) после изучения всех тем раздела.      При выполнении самостоятельной работы   студент получает текст и задания к нему. Можно использовать материал учебника Русский язык: повторительный курс: Учебное пособие / Т.И. Сурикова. — 2-e изд., перераб. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 544 с.: 60×90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-98281-220-9 URL http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=493939, лекционный материал и ресурсы сети Интернет, все виды словарей.

Примерный план лингвистического  анализа текста.

  1. Прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную мысль текста, озаглавьте его.

3.Определите стиль и тип текста.

  1. Укажите языковые средства, характерные для стиля речи, к которому относится данный текст.
  2. Подробно проанализируйте синтаксический строй данного текста.

6.Выпишите ключевые слова из текста.

  1. Проведите пунктуационный анализ выделенного предложения.

Формы контроля.

Сдача работы в срок.

Выполнение требований к оформлению работы.

Раздел 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Виды самостоятельной работы студента.

Самостоятельная работа со словарями  на практическом занятии, проводимом в библиотеке.

Методические указания.

Пользуясь любыми видами словарей, необходимо выписать в тетрадь для практических занятий 5 библейских фразеологизмов и 5 мифологических. Дать справку об их этимологии и определить значение. С каждым фразеологизмом составить сложноподчиненное предложение.

Из толкового словаря выписать не менее пяти многозначных слов. Составить сложное предложение со словами в переносном значении.

Записать в тетрадь не менее пяти неологизмов последнего пятилетия, указать значения слов.

 

Формы контроля.

Сдача работы в срок.

Выполнение требований к оформлению работы.

 

Раздел 3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

Виды самостоятельной работы студента.

Подготовка мультимедийной презентации.

Методические указания.

Дома самостоятельно подготовить презентацию не менее 15 слайдов на тему:  «Принципы русской орфографии, фонемные правила». Можно использовать материал учебника Русский язык: повторительный курс: Учебное пособие / Т.И. Сурикова. — 2-e изд., перераб. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 544 с.: 60×90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-98281-220-9 URL http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=493939, лекционный материал и ресурсы сети Интернет, все виды словарей.

Критерии оценки выполненной работы:

 

Параметры  оценивания Критерии оценивания
Критерии оценивания, анализирующие содержание презентации Содержание презентации должно отражать цель изучаемой проблемы
Критерии оценивания, анализирующие корректность текста презентации — отсутствие орфографических ошибок;

— использование научной терминологии;

— информация должна быть точной, полной, полезной и актуальной.

Критерии оценивания, анализирующие дизайн презентации — общий дизайн0оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации;

— диаграммы и рисунки в презентации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию;

— текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами.

 

 

Требования к выполнению:

На основе изученного материала по теме оформить презентацию работы

Создавая презентацию, вам необходимо определить

— конкретное количество слайдов, назначение каждого из них;

— основные объекты, которые будут размещены на слайдах.

Также необходимо соблюдать требования к оформлению мультимедийных презентаций, слайдов:

  1. Стиль

— соблюдайте единый стиль оформления

— избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой информации

— вспомогательная информация не должна преобладать над основной

  1. Фон

Для фона выбирайте холодные тона (синий, зеленый).

  1. Цвет

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  1. Анимационные эффекты

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации

  1. Содержание информации

— используйте короткие предложения и слова

— заголовки должны привлекать внимание аудитории

  1. Расположение информации на странице

— предпочтительно горизонтальное расположение информации

— наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  1. Шрифты

— для заголовка – не менее 24

— для информации – 16-18

— нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации

— для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

  1. Объем информации

— не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации

— наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

  1. Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

 

 

Формы контроля.

Сдача работы в срок.

Выполнение требований к созданию презентации.

 

 

Раздел 4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ

Виды самостоятельной работы студента.

Выполнение упражнений

Методические указания.

В тетради для самостоятельных работ на практическом занятии  необходимо выполнить  четыре  упражнения. Разрешается пользоваться только всеми видами словарей.

Задание 1. От приведенных слов безаффиксным способом образуйте существительные.

Синий – синь, кричать – крик (ч//к).

Дрожать, грохотать, мутный, хохотать, визжать, лязгать, пищать, скучать.

 

Задание 2. Выполните словообразовательный анализ приведенных ниже слов:

 

Черноморский, рыболов, ВТО, кафе-клуб, волнистый, пробуждение, умчаться, помощница, по-людски, молчаливость.

 

Задание 3. Сделайте словообразовательный разбор выделенных слов:

 

Итак, Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник и пустослов. Все шли в многонародное место – в кабак. По небу, запорошенному хлопьями туч, суетился в ночном походе кособокий месяц.

 

Задание 4. Из приведенных родственных слов составьте словообразовательные цепочки:

 

Зеленый – зеленить – озеленить —  озеленение;

Защита – защитить – беззащитный – беззащитно;

Море —  моряк – моряцкий — по-моряцки;

Звук – звучать – отзвучать – отзвук.

Формы контроля.

Работа проверяется в соответствии с критериями

КритериИ ответов

 «5»

  1. Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.
  2. Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.
  3. Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.
  4. Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.
  5. Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.
  6. Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.
  7. В целом в ответе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета, а также 1 грамматическая ошибка.

 

«4»

  1. Раскрыто основное содержание материала.
  2. Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
  3. Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.
  4. Ответ самостоятельный, последовательно излагается ответ на вопрос в соответствии с планом.
  5. Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.
  6. Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное нарушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.
  7. В целом в ответе допускается 2 содержательных  и 3-4 речевых недочета, а также 2 грамматические ошибки.

 

«3»

  1. Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.
  2. Не дано определение понятий.
  3. Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.
  4. Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.
  5. Ответ несамостоятельный, дается с помощью ответов на дополнительные (вспомогательные) вопросы учителя, содержание излагается бессистемно, план отсутствует.
  6. Допускаются 3-4 неточности в определении понятий и использовании научной терминологии, 2-3 случая нарушения последовательности изложения и 2-3 неточности в языке изложения.
  7. В целом в ответе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов, а также 4 грамматические ошибки.

 

«2»

  1. Основное содержание учебного материала не раскрыто.
  2. Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
  3. Допускаются более 4 грубых ошибок в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении ответа.
  4. В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов, а также 7 грамматических ошибок.

 

Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Виды самостоятельной работы студента.

Выполнение аудиторной контрольной работы.

Методические указания.

Каждый студент получает распечатку с текстом и задания к нему. Работа выполняется на практическом занятии самостоятельно в тетради для самостоятельных работ. Никакими источниками пользоваться нельзя.

Спишите предложения, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы. Надпишите части речи над каждым словом.

Увы среди тех кому Чехов писал свои письма н… нашлось н… одного человека который мог бы разд…лить с ним его художнический интерес к бытию: то что он живописец сч…тал интереснейшим оригинальным и новым н…сколько н… интересовало других. Я глубоко убеждён в том что Чехов с одинаковым вн…манием и одинаковым прон…кновением любопытством разг…варивал с учёным и с ра…носчиком с просящим на бедность и литератором с крупным земским деятелем и с сомнительным м…нахом и с приказ…иком и с маленьким почтовым чиновником отсылавшим его кор…еспонденцию.

Формы контроля.

Работа проверяется в соответствии с критериями проверки письменных работ.

Раздел 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

Виды самостоятельной работы студента.

Выполнение теста

Методические указания.

Тест по вариантам выполняется в тетради для самостоятельных работ. Тест выполняется в завершении изучения раздела на практическом занятии и проверяется по следующим критериям.

 

100 – 95 % правильных ответов – отлично;

94 – 80 % правильных ответов – хорошо;

79 – 60 % правильных ответов – удовлетворительно;

59 – и менее % правильных ответов – неудовлетворительно

 

 

Основная литература

Русский язык: повторительный курс: Учебное пособие / Т.И. Сурикова. — 2-e изд., перераб. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 544 с.: 60×90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-98281-220-9 URL http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=493939

 

Дополнительные источники

  1. «Все правила русского языка» — Изд.: АСТ, Астрель, 2014г.
  2. Н.А.Герасименко «Русский язык» — Изд.: «Академия» -М: 2012 г.
  3. И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 2014г.
  4. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2014.
  5. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2013г.
  6. «Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2005 г.
  7. Л. Успенский «Слово о словах» — Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
  8. А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» — Изд.: КомКнига, 2013 г.,
  9. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2015.

 

 

Словари

 

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
  2. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
  3. Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им.
  4. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
  5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
  6. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.
  7. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.Скворцова. — М., 2006.
  9. Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.
  10. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
  11. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.
  12. В.В.Бурцева. — М., 2006.

 

Интернет-ресурсы

 

  1. eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
  2. ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
  3. russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
  4. rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
  5. uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
  6. Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики).
  7. posobie.ru (Пособия).
  8. it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин-
  9. формационные технологии на уроках русского языка и литературы). www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»). www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру). www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www.gramota.ru (Справочная служба).
  10. gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).

 

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»