ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

32
Автор: Чехова Екатерина Юрьевна,преподаватель спецдисциплин ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Педагогические технологии

Современные работодатели хотят видеть в выпускниках колледжа не просто дипломированных специалистов, а людей активных, инициативных, способных к саморазвитию и самосовершенствованию, способных самостоятельно принимать решения и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, нацеленных на результат и умеющих работать в команде. Подготовить таких специалистов с помощью традиционных методов обучения не представляется возможным.

Одним из путей повышения эффективности обучения специальностям Коммерция (по отраслям) и Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров является разработка и внедрение новых педагогических технологий, повышающих уровень познавательной деятельности обучающихся.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогической практике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Идея обучения в сотрудничестве появилась достаточно давно, она же является важным элементом проектного метода Дьюи. Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана американскими педагогами, в числе которых: Р. Славин, Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон, группа Дж. Аронсона.

Идеи педагогики сотрудничества поддерживали и российские педагоги-новаторы: Ш.А. Амонашвили, И.Л. Волков, И.П. Иванов, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Б.П. Никитин, Л.А. Никитина, В.Ф. Шаталов, М.Л. Щетинин и др.

Педагогика сотрудничества — одна из технологий личностно-ориентированного обучения, она основана на принципах:

— взаимозависимость членов группы;

— личная ответственность каждого за свои успехи (неудачи) и успехи (неудачи) группы;

— совместная учебно-познавательная деятельность;

— самооценка и общая оценка работы группы.

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

  1. гуманно-личностный подход к подростку;
  2. дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
  3. концепция воспитания;
  4. педагогизация окружающей среды.

Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто выполнять вместе какую-то работу. При этом задача педагога — создание условий для активной совместной деятельности в разных учебных ситуациях.

Красной нитью здесь проходит — общность цели и задач, индивидуальная ответственность за результаты работы и равные возможности для успеха.

Несмотря на то, что учебное сотрудничество рассматривается как метод обучения, целью его является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым обучающимся на своем индивидуальном уровне в соответствии с особенностями развития. Это один из способов воспитания творческой личности, который помогает подросткам вместе работать над решением какой-либо проблемы. Обучение в сотрудничестве способствует воспитанию гармоничной, доброжелательной личности, способной сопереживать, помогать друг другу и другим людям; радоваться не только своим победам, но и достижениям своих товарищей. Для них становится естественным делить радость успеха или горечь поражения и быть заинтересованными в успехах своих товарищей.

Кроме этого, такой вид совместной деятельности помогает ребятам научиться общаться друг с другом, что очень важно для будущих выпускников колледжа.

В своей деятельности мы применяем различные технологии: технологию развития критического мышления, контекстно-компетентностный подход, технологию проблемного исследования, метод проектов, технологию коллективного творческого дела и другие. Но, так или иначе, они включают в себя принципы обучения в сотрудничестве. Следовательно, можно сказать, что эту технологию мы также используем.

Однако, педагог, если он по-настоящему болеет за свое дело, не просто применяет в своей деятельности какую-то технологию, а старается привнести в нее что-то свое, новое. Так и мы, не просто используем технологию обучения в сотрудничестве, а используем ее в проведении внеурочной деятельности.

В процессе совместной работы у нас сложился достаточно большой разнородный коллектив. Две группы обучающихся по специальности Коммерция (по отраслям) (постоянные участники), два преподавателя – Филиппова Г.С. (преподаватель русского языка и культуры речи) и Чехова Е.Ю. (преподаватель дисциплин профессионального цикла).

Это сотрудничество у нас началось с подготовки и проведения открытого заседания клубов «Коммерсант» и «Современный мир» на тему «Введение в специальность». Устный журнал с элементами театрализованного представления имел целью знакомство первокурсников специальности Коммерция (по отраслям) с преимуществами их будущей профессии, историей Нижегородской ярмарки, известными представителями русского купечества. Заканчивалось мероприятие ярмаркой-продажей, на которой ребята впервые попробовали себя в роли продавцов. Теперь проведение такой ярмарки стало традиционным, а собранные средства передаются на лечение детей и в дом престарелых.

Следующим совместным мероприятием стало внеклассное мероприятие «Цена хлеба». На виртуальной экскурсии по страницам истории ребятами был поднят вопрос ценностной значимости хлеба с точки зрения коммерсанта, опираясь на знание основ товароведения, исторические факты и литературные источники.

Внеклассное мероприятие «Ломоносов-история и современность»  было посвящено 150-летию нашего великого соотечественника. Ведущие и участники устного журнала познакомили сокурсников с наиболее значимыми открытиями Михаила Васильевича, при этом особое внимание уделялось разработке технологии цветного стекла, технологии силикатов. Отдельные эпизоды из жизни Ломоносова были представлены в театрализованной форме. В конце мероприятия ребята познакомились с современным производством стекла, в т.ч. и с продукцией стекольного завода г.Бор.

Заседание клуба «Коммерсант» на тему «Одежда для стен» было посвящено формированию у обучающихся знаний об отделочных материалах для стен (обоев) и первичных умений работы с ними. Устный журнал с элементами самостоятельной практической работы состоял из информативной части о производстве и ассортименте обоев, викторины и мастер-класса от представителя работодателя ООО «Фокс-2» по презентации обоев.

Внеклассное мероприятие «Деньги любят все» проводилось совместно с обучающимися по специальности Банковское дело, и Лариной Н.Ю. Также в этом мероприятии приняли участие представители ПАО «БИНБАНК» с мастер-классом по определению подлинности денежных купюр.

Однако наше сотрудничество не ограничивается только проведением внеклассных мероприятий профессиональной направленности. Нами совместно было успешно реализовано несколько проектов. Наиболее значимыми из них являются:

  1. Проект «У времени есть своя память», посвященный победе над фашистскими захватчиками.
  2. Проект «Твори добро», основной целью которого является «формирование нравственного сознания студентов через участие в волонтерской деятельности».

Сотрудничаем мы и в направлении «профориентация». Уже второй год у нас действует агитбригада – общественно-инициативный коллектив, ведущий агитационную работу художественными средствами. Ее деятельность осуществляется с целью ознакомления первокурсников с преимуществами уже выбранной специальности (т.к., зачастую они поступают в колледж по настоянию родителей, и не имеют достаточной для обучения мотивации). Вторая цель — мотивировать будущих выпускников школ на поступление в колледж именно на специальности Коммерция (по отраслям) и Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Остается ответить на вопрос: «Как это работает»?

  1. Преподавателями формулируется и обсуждается проблема, которую надо решить (или идея, которую надо реализовать), преподаватели обсуждают, какие методы и способы следует применить для ее решения.
  2. На классном часе (круглом столе) эта проблема обсуждается, проводится анкетирование с целью выявления заинтересованных в этой работе ребят. По результатам анкетирования (или просто обсуждения) формируется команда, выбирается актив и лидер группы.
  3. Распределяются роли (задания), устанавливаются сроки.
  4. Выполнение задания, подготовка мероприятия, реализация проекта.

Задачи преподавателей: направить деятельность команды в нужное русло в соответствии со своим профилем (репетиции с чтецами или исполнителями сценок, корректировка собранной для проведения мероприятия информационной составляющей, и т.п.)

  1. Представление результатов работы группы (проведение мероприятия, защита исследовательской работы, участие в конкурсах различного уровня).
  2. Самооценка, общий вывод о работе группы.

В зависимости от того, какая поставлена проблема или выдвинута для реализации идея, в своей работе мы используем такие формы учебного сотрудничества, как: работа в парах (например, проект, исследовательская работа), работа в группах постоянного и сменного состава (подготовка мероприятий, волонтерское движение), коллективное взаимодействие (классные часы, круглый стол).

Мы постоянно расширяем границы сотрудничества. В настоящее время нашими партнерами являются представители работодателей ООО «Фокс-2», ИП Широкова А.И., Молодежный парламент при Законодательном Собрании по Нижегородской области, музей Н.А.Добролюбова, Центральная районная библиотека им. А.Пешкова, Центральная районная библиотека им. Ф.М.Достоевского и др.

Применяемые нами виды учебного сотрудничества:

— совместно-групповая (в этом случае проблема, над которой работает группа, будет решена, даже если не все участники взаимодействуют между собой);

— коллективно-творческая (имеет место учебная творческая работа коллектива).

Итак, результатами своей работы мы показываем, что «невозможное возможно».

Считаем, что все обучающиеся способны успешно учиться и развиваться, если для них создать необходимые условия. Развитие интеллекта, речи, коммуникативных способностей, привитие любви к выбранной специальности, максимальное развитие творческих способностей и логического мышления — всему этому способствует режим педагогики сотрудничества и личностного общения.

В настоящее время из наших двух групп все ребята задействованы в реализации проектов, волонтерской, исследовательской, литературно-художественной деятельности, а кто-то уже строит свою профессиональную карьеру (каждый – в соответствии со своими интересами и способностями). Им некогда бессмысленно «шататься» по дворам, они занимаются саморазвитием и помощью другим людям. В этих группах 100%-ная успеваемость и самый высокий процент качества обучения. Мы гордимся своими детьми и верим в их успешное будущее.

Вывод: на сегодняшний день всесторонняя теоретическая разработка проблемы использования современных педагогических технологий в профессиональной подготовке специалиста приобретает особую остроту и значимость, а идеология и технология сотрудничества определяет содержание современного образования.

Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 12 с.
  2. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Педагогика, 1980. – 146 с.
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ