ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

82
Автор: М.Ф. Саитова, Преподаватель информатики, Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «НИЖЕГОРОДСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Категория: Научно-методическая работа

Введение

«Всякое знание остается мертвым,
если в учащихся не развивается
инициатива и самодеятельность».

Николай Алексеевич Умов

 

Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование у них умений самостоятельно добывать, анализировать и рационально использовать информацию, эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире.

Познавательная самостоятельность – свойство личности, которое проявляется в стремлении своими силами овладеть знаниями и способами деятельности.

В современном обществе курс на активную самостоятельную учебную деятельность студентов становится основой подготовки современных специалистов, и сформированная познавательная самостоятельность позволит выпускнику быстро адаптироваться к меняющемуся содержанию трудовой деятельности, даст возможность в самые короткие сроки освоить новые знания, квалификации и навыки.

Если проанализировать общие компетенции и большинство  профессиональных компетенций ФГОС СПО 3 поколения, то мы увидим, что развитие их происходит, в частности, посредством сформированной у обучающихся познавательной самостоятельности.

Цели и задачи процесса формирования познавательной самостоятельности студентов

С введением ФГОС СПО третьего поколения в формировании конкурентоспособных квалифицированных специалистов существенно возрастает роль самостоятельной работы. В условиях глобальной компьютеризации и информатизации государство требует от нас выпускников, способных быстро ориентироваться, самообучаться, оперативно работать с огромным потоком информации.

А к нам приходят учащиеся, которые в большинстве своем воспринимают себя объектами, а не субъектами педагогического процесса, с недостаточной школьной подготовкой, не умеющие работать с информацией, выпускники школ, у которых преобладают процессы репродуктивного мышления, отсутствует желание к самостоятельной и творческой деятельности.

Перед преподавателем встает проблема поиска таких средств обучения, которые были бы направлены на ликвидацию имеющихся противоречий, на развитие познавательной самостоятельности студентов и  формирование навыков, позволяющих студенту в полной мере овладеть требованиями стандарта.

Формирование познавательной самостоятельности  в процессе обучения информатике и информационным технологиям призвано обеспечить  готовность обучающихся своими силами овладевать знаниями и способами деятельности.

Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся, что невозможно реализовать без опоры на самостоятельную учебную деятельность; необходимо создать условия для развития познавательных способностей, активности, творческой инициативы и самостоятельности студентов.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Формировать устойчивую мотивацию обучающихся к познавательной самостоятельности как к жизненно важному процессу.
  • Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной самостоятельности посредством поэтапно усложняющихся учебных задач.
  • Способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления.
  • Готовить обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

Ожидаемыми результатами будут являться сформированные компетенции и личностные качества, необходимые современному конкурентоспособному специалисту. Такие, как:

  • Умения организовать собственную деятельность, выбрать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • Опыт поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  • Использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и другие.

Подходы к познавательной самостоятельности

Вопросы формирования познавательной самостоятельности учащихся неоднократно раскрывались такими отечественными педагогами, как П. И. Пидкасистым,Т. И. Шамовой, И. Я. Лернером, Б. П., Есиповым, Г. И. Щукиной и другими.

Согласно исследованиям отечественных дидактов, познавательную самостоятельность следует рассматривать в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристику деятельности обучающегося в конкретной учебной ситуации и как черту личности.

Например, Б.П. Есипов определяет познавательную самостоятельность как характеристику деятельности, а такие педагоги, как И.Я.Лернер и П.И.Пидкасистый, определяют ее как черту личности. Т.И.Шамова определяет познавательную самостоятельность как одно из основных интегративных качеств личности, характеризующее ее стремление и умение без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи.

Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную учебно–познавательную деятельность и, прежде всего, при выполнении самостоятельных работ.

Понятия «самостоятельная работа» и «познавательная самостоятельность» в учебном процессе перекрещиваются, но не совпадают. Учащиеся могут участвовать в разнообразных видах самостоятельной работы, но самостоятельности не проявлять. Раскрытие творческих способностей учащихся, повышение уровня их самостоятельности во многом зависит от общей направленности, характера и качества самостоятельной работы.

Уровни развития познавательной самостоятельности

Развитие познавательной самостоятельности происходит по 4 уровням:

Первый уровень – воспроизводящий, для него характерно более или менее точное воспроизведение учащимися знаний и приемов в том объеме и содержании, в котором они были получены в процессе обучения. При этом происходит перенос знаний и действий в аналогичные условия с изменением 1-2-х параметров.

Достигается усвоение обучающимися опорных знаний, умений и навыков, алгоритма копирующей самостоятельности.

Второй уровень – вариативный характеризуется умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в ситуации с изменением 2-3-х параметров.

На этом этапе предполагается овладение обучающимися простейшими мыслительными операциями: анализа, синтеза, сравнения и т.д.

Третий уровень – частично — поисковый, он предполагает некоторую умственную переработку знаний об известных объектах, самостоятельный выбор методов и приемов их изучения, а также синтез знаний, полученных из других источников или в результате собственной мыслительной деятельности.

Четвертый уровень – творческий, представляет собой применение полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях. На этом этапе преобладают творческие самостоятельные задания.

Я стараюсь построить преподавание таким образом, чтобы в процессе деятельности обучающихся проявление различных уровней познавательной самостоятельности нашло оптимальное сочетание, приводящее к развитию самостоятельности  и переводу ее с низких уровней на более высокие. По мере продвижения обучаемого по этой «иерархической» лестнице доля участия преподавателя должна постепенно убывать до минимальной на четвертом уровне.

Примеры  разноуровневых заданий

Рассмотрим продвижение обучающихся по указанным уровням на примере изучения темы «Текстовый редактор MS Word».

Первый уровень – воспроизводящий:

С помощью презентации студенты самостоятельно знакомятся с установкой позиций табуляции и сразу им предлагается выполнение задания по образцу.

 

Второй уровень – вариативный.

Предлагается по ранее изученному материалу выполнить задание, но здесь уже студенты  должны выполнить задание не просто по образцу, а с изменением некоторых условий, нужно вспомнить материал, изученный ранее и не просто построить таблицу, а изменить ее параметры и оформление.

Третий уровень – частично – поисковый.

Например, создание формул средствами текстового редактора. Студентам предлагается самим создать документ, содержащий сложные математические формулы, при этом они сами должны найти и разобраться, как и каким образом это возможно сделать в программе.


Четвертый уровень – творческий,  представляет собой применение полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях.

Конечно, в реальном учебном процессе познавательная самостоятельность в течение одного занятия может проявляться на различных уровнях в зависимости от конкретного урока.

Педагогические технологии в развитии познавательной самостоятельности

Для развития познавательной самостоятельности важна не только система заданий от простого – к сложному, но и выбор технологий, позволяющих наилучшим образом развить познавательную самостоятельность обучающихся.

Мной используются следующие технологии: в аудиторной деятельности: элементы кейс – метода, элементы разноуровневого обучения, элементы технологии сотрудничества. Во внеаудиторной: проектная деятельность и система разноуровневых заданий.

Кейс — метод

Применение кейс – метода я хочу показать на примере изучения темы «Компьютерные вирусы».

Студенты разбиваются на подгруппы. Каждой группе предлагаются кейсы с различными реальными ситуациями и задания к ним.

После обсуждения ситуаций и путей их решения студенты предоставляют решения по каждой ситуации в наглядной, творческой форме:

 

Система разноуровневых заданий:

В методических указаниях к лабораторным работам по информатике и информационным технологиям все задания составлены  дифференцированным образом:

  • задания базового уровня, выполнить которые необходимо всем обучающимся:

  • задания повышенного уровня, для групп студентов, имеющих более высокие способности к усвоению

  • задания творческого характера для наиболее продвинутых обучающихся.

Все задания для выполнения зачетных работ также носят дифференцированный характер т.е. есть задание на 3, 4, 5, причем студент сам определяет свой уровень сложности. Этот принцип позволяет определить характер и объем индивидуальной работы студентов, аргументировано обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться.

Технология сотрудничества

Технологию сотрудничества я хочу показать  на примере темы «Профессионально – ориентированные системы в самолетостроении».  Студенты разбиваются на пары, каждая пара получает задание:

Результатом выполнения этого задания становится слайд с найденным в интернете материалом и оформленном в виде интеллект — карт.

Затем каждые 3 пары объединяются, анализируют результат своей работы и создают общую презентацию, которую потом и защищают.

Проектный метод

Проектный метод я использую чаще при выполнении внеаудиторных заданий. Пример – создание собственной базы данных. Студенты получают задание по проектированию собственной базы данных, результатом становится созданная многотабличная база данных, в которой присутствуют связи, есть отбор данных и выполнены отчеты.

ИКТ технологии

Но и, конечно, в силу специфики преподаваемых мной дисциплин, все эти технологии неразрывно связаны с ИКТ технологиями.

Современные информационные технологии играют ключевую роль при формировании самостоятельности обучающихся. Они открывают студентам доступ к новым источникам информации, дают возможности для творчества, приобретения и закрепления различных профессиональных навыков: это и работа с презентациями, работа с интерактивными учебными пособиями, с тестирующими системами, поиск информации в сети Интернет, построение чертежей и моделей, создание сложных гипертекстовых документов.

 

Заключение:

Поэтапное включение обучающихся в различные виды познавательной самостоятельности создают условия для постепенного продвижения от действий в сотрудничестве с преподавателем к полностью самостоятельным.

Принцип от простого к сложному позволяет сформировать у обучающихся уверенность в своих силах, желание продвигаться к более высокому уровню.

Использование сочетания современных педагогических технологий с ИКТ технологиями создают благоприятные условия для более эффективного протекания процесса развития познавательной самостоятельности обучающихся.

Литература

  • Есипов Б.П. Самообразовательная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239с.
  • Лернер И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика, 1971. – №4. – С.34-39.
    Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980. – 326с.
  • Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208с.
  • Шамова Т. И. ,Воровщиков С. Г. , Новожилова М. М. \ Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения, М.: «5 за знания», 2009
  • Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика. 1988. – 208с.
  • Пустовойтов В.Н. П–41 Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках математики и информатики: Монография. – Брянск: Издательство БГУ, 2002. – 120 с.
  • http://festival.1september.ru/articles/589015/
  • http://www.informio.ru/publications/id896/Vneauditornajasamostojatelnajarabotastudentovkakfaktorformirovanijaobshihkompetencii

 

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ