ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Организация работы Научного общества студентов в ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

97
Автор: Леванова Елена Юрьевна, методист ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Категория: Научно-исследовательская деятельность студентов

Сегодня ведущим направлением обновления содержания и структуры профессионального образования выступает исследовательская деятельность, которая рассматривается как стиль жизни современного человека, как неотъемлемая характеристика личности и как определяющий критерий профессионализма.

Поэтому столь важно грамотное проектирование в рамках образовательного процесса научно-исследовательской деятельности, эффективной формой организации которой выступает Научное общество студентов. Необходимость создания НОС продиктована всем ходом развития образовательного процесса, направленного на воспитание специалиста новой формации — способного к самообразованию, ориентированного на творческий подход к делу, обладающего высокой культурой мышления.

Целесообразность обращения к организации НОС обусловлена необходимостью дать студенту возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

Научное общество студентов – добровольное объединение студентов, стремящихся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

НОС в нашем техникуме действует на основании Положения, утвержденного в 2010 году. В Положении прописаны цели и задачи НОС, содержание и формы работы, структура и организация деятельности, права и обязанности членов НОС. Реализация программы работы НОС нацелена на решение следующих задач:

  • приобретение студентами знаний о структуре исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; способах обработки результатов и их презентации;
  • овладение разнообразными способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности студентов в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний и построения гипотез.

Состав НОС формируется из числа активных участников поисково-творческих школ, действующих при учебных кабинетах (35% от общей численности студентов), и студентов, проявивших стойкий познавательный интерес к изучаемой дисциплине, ПМ, МДК в ходе выполнения индивидуальных проектов (100% студентов первого и второго курсов). Таким образом, благодаря поисковым и проблемным методам работы на учебных занятиях, предусмотренных рабочими программами, внеурочным формам работы все студенты техникума в той или иной степени вовлечены в исследовательскую деятельность. Однако, членами Научного общества студентов могут быть только наиболее активные юные исследователи, которые уверенно проявили и зарекомендовали себя в данном качестве. Численность таких студентов приближается в нашем техникуме к 150, что составляет 15% контингента техникума.Список членов НОС ежегодно обновляется и утверждается приказом директора техникума.

Деятельность Научного общества студентов является одной из форм внеурочной работы и осуществляется в свободное от основных занятий время по согласованию с администрацией Техникума и учетом пожеланий студентов и их научных руководителей. Ежегодно разрабатывается и утверждаются заместителем директора по учебной и научно-методической работе план и программа работы НОС, которые включают организацию и проведение общетехникумовских мероприятий и конференций.

Содержание и основные формы работы Научного общества студентов:

  • определение тематики научно-исследовательской работы студентов;
  • организация проведения отдельных исследовательских работ под руководством преподавателей и мастеров производственного обучения;
  • организация внутритехникумовских конкурсов и олимпиад;
  • организация выступления студентов с результатами их работ на научно-практических конференциях различного уровня;
  • проведение бесед, лекций, посвящённых достижениям науки и техники, юбилейным датам, историческим событиям;
  • организация и проведение диспутов, круглых столов по актуальным проблемам научно-технического развития;

Высшим органом управления Научного общества студентов является общее собрание всех членов общества, которое проводится 2 раза в год и оформляется протоколом.

Структура Научного общества студентов:

  • Руководитель Научного общества – заместитель директора по учебной и научно-методической работе;
  • Председатель Научного общества – студент, избранный членами Научного общества на общем собрании членов;
  • Заместитель председателя Научного общества – студент, избранный из числа членов общества;
  • Руководители секций по направлениям – преподаватели или мастера производственного обучения;
  • Помощники руководителей секций – студенты, члены Научного общества.

Председатель, заместитель председателя, помощники руководителей секций избираются ежегодно на конференции Научного общества из числа студентов техникума.В 2015 году именно по инициативе председателя НОС мы провели конкурс на лучшее название НОС и наиболее креативный логотип. В конкурсе можно было принять участие как индивидуально, так и в составе учебной группы.

Руководит работой Научного общества правление, состоящее из руководителя (заместителя директора по учебной и научно-методической работе), председателя, заместителя председателя, руководителей секций, заведующих отделениями. Методист техникума координирует работу секций и членов Научного общества, а также оказывает необходимую помощь в организации и проведении запланированных мероприятий, другими словами, является непосредственным куратором НОС.

Руководитель и Председатель Научного общества студентов составляют план работы НОС на текущий учебный год, который рассматривается на заседании правления и утверждается заместителем директора по учебной и научно-методической работе.

Основные секции Научного общества:

  • Гуманитарные науки и творчество;
  • Фундаментальные и прикладные исследования в области естественных наук, экономики и экологии;
  • Прогрессивные технологии и процессы (приборостроение, машиностроение, материаловедение);
  • Информационно-телекоммуникационные системы и технологии.

Результаты работы Научного общества студентов ежегодно подводятся на внутритехникумовской научно-практической конференции «Ступени роста» (апрель). Лучшие работы студенты представляют на ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Галактика знаний» и других конференциях разного уровня.

Регулярно в техникуме проводятся открытые мероприятия, организаторами и участниками которых являются активные члены Научного общества студентов. Традиционными стали проводимые в ноябре-декабре круглые столы (диспуты) по разнообразным темам.

Заседание в ноябре 2012 года было посвящено проблеме Интернета как глобальной информационной системы и прошло в форме увлекательной дискуссии под названием «ИНТЕРНЕТ: ЗА И ПРОТИВ!». На заседание был приглашен представитель сервисного центра «Техносервис», одной из ведущих компаний города по обслуживанию компьютерной техники. Сделаю акцент на том, что работа НОС – это еще одна эффективная форма привлечения внимания потенциальных работодателей.

Заседание в декабре 2013 года было посвящено теме «Научно-технический прогресс и экология». На заседании присутствовал представитель сектора по экологии и охране природы департамента ЖКХ администрации города Арзамаса.Заседание прошло в форме мини-конференции с элементами дискуссии.

В ноябре 2014 года члены НОС собрались обсудить проблему «Научно-технический прогресс и моя профессия». В своих докладах студенты отмечали, что любой профессионал должен быть в курсе современных тенденций развития своей отрасли и быть готовым в процессе самообразования постоянно совершенствовать свое мастерство. Эта идея была поддержана присутствующим на заседании представителем ОАО «Арзамасский машиностроительный завод». Как работодатель представитель завода отметил глубокий интерес студентов к будущей профессиональной деятельности и пригласил некоторых ребят поближе познакомиться с предприятием для дальнейшего трудоустройства.

Тема, собравшая студентов и преподавателей вокруг круглого стола в ноябре 2015 года, была интересна всем присутствующим: «Моя профессия: возможности и перспективы». Студенты 1-4 курсов выступили с сообщениями об интересных тенденциях в развитии своих будущих профессий и специальностей. Докладчики смогли не только кратко, доступно, эмоционально раскрыть свои темы, но и уверенно ответить на вопросы присутствующих, вступая в дискуссию и отстаивая свою точку зрения.

6 декабря 2016 года члены НОС, увлеченные исследовательской и проектной деятельностью, встретились за круглым столом, чтобы поделиться своими планами, рассказать о своих проектах и достижениях. Девизом открытого заседания Научного общества стали слова великого русского ученого М.В. Ломоносова «Науки юношей питают».

12 декабря 2017 года открытое заседание Научного общества студентов ГБПОУ АКТТ «Экология XXI века»было посвящено Году экологии и особо охраняемых природных территорий России. В заседании участвовали студенты 1-4 курсов.Выступающие в своих докладах говорили об актуальности экологических проблем, их связи со своей будущей профессией, а также делились опытом, приобретенным в ходе проектной деятельности.

Данные заседания НОС позволяют студентам получить опыт публичного выступления в привычной «домашней» обстановке, навык ведения дискуссии среди «своих», умение отвечать на неожиданные вопросы. При этом доклады, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить «первый опыт» подобной деятельности. Это способствует развитию личностных качеств студентов: самостоятельность мышления, склонность к риску, развитое воображение, уверенность в себе, личностная активность, стремление к самосовершенствованию, профессиональное честолюбие, адекватная самооценка т.д.

В свою очередь присутствующие преподаватели как научные руководители могут сделать выводы о степени эффективности своей работы со студентами и внести необходимые изменения в ходе подготовки к конференциям, научно-техническим чтениям.

Целесообразность проведения такого рода заседаний НОС подтверждается ростом уровня подготовки докладов и выступлений студентов, что свидетельствует о совершенствовании навыков исследовательской деятельности иу студентов, и у преподавателей.

В деятельности НОС используются и игровые формы работы. Например, эрудит-шоу «Самый умный». Игра состоит из трех туров: 1- тестирование, 2 – эрудиты, 3 – «Своя игра». В основном материал рассчитан на общеобразовательную подготовку, требует смекалки, креативного мышления. Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы: здесь и фантазия, и новый взгляд на уже известные факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать ошибочное, сопоставлять, оценивать. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации. Данная форма внеурочной работы понравилась и студентам, и педагогам и стала использоваться в ходе проведения предметных недель. В 2016 году эрудит-шоу «Самый умный» было посвящено Году литературы в РФ, а в 2017 – Году экологии.

Традицией становится проведение в апреле Недели науки, в ходе которой проходят творческие конкурсы (2016 год – конкурс листовок «Я и наука», 2017 год – конкурс творческих работ «Если бы я был ученым-изобретателем…», 2018 год – конкурс информационных листов «Наука и мы»), круглые столы (2016 – «Наука и молодежь», 2017 – «Индивидуальные проекты студентов: проблемы и перспективы»), выставки «Наука и мы», эрудит-шоу «Самый умный»,внутритехникумовскаяконференция «Ступени роста».Заканчивается Неделя науки награждением победителей, призеров и активных участников проведенных конкурсов и конференции «Ступени роста».

Таким образом, деятельность НОСспособствует созданию эффективных условий для научно-исследовательской деятельности студентов:

  • формирование у студентов мотивации к исследовательской деятельности;
  • установка на творчество;
  • повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы студентов;
  • создание ситуаций, стимулирующих и способствующих развитию исследовательского (творческого) мышления.

Об эффективности работы студентов техникума в рамках Научного общества говорят результаты их участия в различных конференциях и конкурсах:

Результаты участия в конференциях, конкурсах, олимпиадах различного уровня

Конференции, конкурсы, олимпиады Городские Областные Всероссийские и международные Итого за уч/год
2012-2013 уч/год Участие 4 36 9 49
Победители и призеры 1 18 5 24
2013-2014 уч/год Участие 3 33 7 43
Победители и призеры 2 19 6 27
2014-2015 уч/год Участие 4 29 19 52
Победители и призеры 3 25 15 43
2015-2016 уч/год Участие 7 46 21 74
Победители и призеры 4 26 17 47
2016-2017 уч/год Участие 4 17 116 137
Победители и призеры 2 12 77 91

Успехи членов Научного общества студентов способствуют повышению их статуса среди обучающихся и росту престижа как самой организации НОС, так и исследовательской деятельности в целом. Активные члены НОС заметно отличаются в ходе выполнения и защиты курсовых и дипломных проектов своей грамотностью, более глубоким владением материалом и умением презентовать результаты своей работы.

И пусть наши студенты не станут великими исследователями, но уже то, что они приобретут навык публичного выступления, смогут грамотно и обосновано выражать собственную точку зрения, является серьезным аргументом в пользу работы НОС.

Таким образом, Научное общество студентов как форма организации научно-исследовательской деятельности является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и продолжать воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов.

И еще очень важное дополнение. Нам представляется, что работа научного общества студентов должна выходить за рамки образовательной организации. Сегодня в рамках работы научного общества студентов нами налажены связи с потенциальными работодателями, с одной стороны, с высшими учебными заведениями, с другой стороны, в частности мы очень тесно сотрудничаем с Арзамасским филиалом НГТУ имени Р.Е. Алексеева. Сегодня нами поставлена задачапо развитию партнерских отношений с общеобразовательными школами города в рамках проведения совместных мероприятий.

 

Организация работы Научного общества студентов в ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»