ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

46
Автор: Шабаева Жанна Вячеславовна, ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Педагогические технологии

Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы развития детско-взрослого сообщества в пространстве начальной школы. Выделяется одно из средств образования и развития таких сообществ – проектная деятельность. Рассмотрены основные этапы организации проектной деятельности, а также основные типы и виды включенности индивида, в такого рода сообщества.

Ключевые слова:  воспитательное пространство, детско-взрослое сообщество, проектная деятельность.

 

PROJECT ACTIVITIES AS A MEANS OF EDUCATION AND DEVELOPMENT OF CHILDREN AND THE ADULT COMMUNITY IN THE EDUCATIONALENVIRONMENT OF ELEMENTARY SCHOOL

 

Zh. V Shabaeva., FSBEI «NSPU them. K. Minin»

 

Annotation.This article discusses the development of child-adult community in environment elementary school. Stands out one of the means of education and development of such communities – project activities. Describes the main stages of organization of project activities, as well as the main types and types of involvement of the individual in that kind of community.

Keywords: educationalenvironment, child-adultcommunity, projectactivities.

 

Согласно выдержке из Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования  «в основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающий требованиям информационного общества, диалога культур, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, разнообразие организационных форм, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

В условиях современной модернизации образования внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса начального образования. На сегодняшний день внеурочная деятельность призвана содействовать достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных). Кроме того, внеурочная деятельность оказывает помощь ребенку в поисках «себя», способствует созданию индивидуального образовательного маршрута, расширяет рамки общения с социумом.

Гармоничное соединение внеурочной деятельности с основным образованием позволяет создать единое образовательное и воспитательное пространство (это сложная развивающаяся система, динамическое единство субъектов процесса, имеющих путь, который многомерен и событиен) в школе, и, что наиболее существенно, расширить пространство детства. Кроме того, в профессиональном стандарте Педагога в качестве одного из необходимых умений в воспитательной деятельности современного педагога определено умение «Создавать… разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников».

Теоретическими основаниями к подходу, направленному на складывание детско- взрослой общности, является культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (1982): психологическое развитие человека исторично; человеческая деятельность включает сложное взаимодействие индивидов в группе; индивиды интериоризируют основные социокультурные формы. В настоящее время в педагогике и психологии нет однозначности понимания, что такое детско-взрослая общность. Для нас детско-взрослая образовательная общность представляет «объединение взрослых (педагогов, родителей и представителей внеобразовательных сфер) и детей на основании единства, реализуемых в жизни ценностей; культурных и социальных образцов жизни и деятельности; наследования традиций, и передачи их смысла и ценности следующим поколениям; осознания себя единым целым, существующим в истории и строящим будущее». (Детско-взрослая образовательная общность в Школе будущего, 2007).

Вхождение в общность может осуществляться разными способами, такими,  как проектирование и организация жизнедеятельности общности или осуществление исполнительского действия внутри нее, или понимания и рефлексию оснований культурно-исторической традиции, или осуществление коммуникативного взаимодействия по поводу ценностей, образцов социокультурного действия общности и.т. д.. Несмотря на разные способы вхождения в общность, человек постепенно может включаться и овладевать полнотой и целостностью всех отношений в общности.

Включенность индивида в общность характеризуется одновременной реализацией минимума трех способов с обязательным осуществлением действия в общности. Целостность включения обеспечивается возможностью существования индивида в плоскостях деятельности, коммуникации, понимания и рефлексии, мышления.

Данная типология распространяется на все группы общности: педагогов, детей, родителей и представителей внеобразовательных сфер, но по-разному выражается относительно их позиции или деятельностной роли в детско-взрослой общности. Типы включенности.

1.Проектировщик — совместно строит замыслы, обсуждает принципиальные схемы устройства, осуществляет деятельность, при этом не осуществляет работы с анализом и отнесенностью к культурно-историческим корням.

2.Миссионер — проводит культурно-исторический анализ, ставит и пытается самостоятельно реализовать задачи, передает свои представления другим членам общности, но безотносительно стоящим перед ними задачам, понимания этапа их жизни и деятельности.

3.Хранитель — осуществление деятельности, обсуждение ее культурных оснований с другими членами общности, понимание принципов общности.

4.Субъект общности — проводит культурно-исторический анализ и самоопределение по отношению к традиции общности, совместно с другими ставит задачи и цели общности, может порождать новые формы и способы жизнедеятельности общности.

Данная типология важна для понимания ее существующего состояния, выражающегося в позиционной структуре. На основании представления, кто является включенным в общность и в какой степени, мы делаем обвод границы детско-взрослой общности, которая может выходить далеко за рамки организационной структуры школы, или, напротив, сужаться до небольшой группы школьного коллектива.

Одной из форм образования и развития детско-взрослого сообщества в воспитательном пространстве начальной школы является организация проектной деятельности младших школьников. Проектная деятельность – это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

Проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса.

Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

1.Выбор темы.

2.Постановка цели и задач.

3.Гипотеза исследования.

4.Организация исследования.

5.Подготовка к защите и защита работы.

6.Рефлексия

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Стадии работы над проектом — это — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Таким образом,  одним из средств образования и развития детско-взрослого сообщества в воспитательном пространстве начальной школы может стать проектная деятельность.

Таким образом, организация проектной деятельности младших школьников является средством для образования и развития устойчиво действующих детско-взрослых сообществ. Происходит это в процессе соблюдения этапов проекта (Пять «П»), с помощью включенности субъекта в данного вида сообщества в качестве: субъекта общности, хранителя, миссионера и проектировщика.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевский. — Москва: Педагогика, 1982.
  2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей нач. классов. – М.: Баласс. 2010.
  3. Иванов Е.В., Иванова Д.Е. О деятельности детско-взрослых сообществ в истории альтернативной (реформаторской) педагогики начала ХХ века // Педагог в мире многообразия: сборник статей по материалам VI научно- практической конференции с международным участием «Педагогическое образование: история, современность, перспективы» / Сост. Е.В. Иванов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. С. 166-178.
  4. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 128 с.: ил. (Начальная школа)
  5. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ / авт.-сост. Н.В. Федяинова, И.С. Хирьянова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 175 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2017. 53 с.

Щуринова И. А., Белянкова Е. И. Детско-взрослое сообщество как форма внеурочной работы по истории, обществознанию и праву // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 59-61.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ