ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

73
Автор: Грачёва С.В., преподаватель профессионального цикла ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум», г. Арзамас
Категория: Педагогические технологии

Дидактический принцип сознательности и активности студентов в обучении многие педагоги нередко называли и продолжают называть ведущим. Возник он и развивался как противодействие догматизму и пассивной роли ученика в процессе обучения.

Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии учебного материала, понимании его сущности, в осмыслении причин возникновения различных явлений, их творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач современной системы образования, призванной готовить востребованных обществом людей. Кроме того, этот принцип предусматривает осмысление и творческий подход к организации учебного процесса. Чтобы студенты вполне сознательно овладевали научными знаниями и методами применения их на практике, проявляя при этом интерес и инициативу, необходимо обеспечить оптимальное соотношение педагогического руководства и сознательного творческого труда обучаемых.

Сознательность студентов следует рассматривать в двух аспектах: как понимание изучаемого и как сознательное отношение к учению.

Общие признаки сознательного усвоения знаний (с точки зрения педагогики):

  • умение студентов облекать свои знания в правильную словесную оболочку;
  • положительное отношение студентов к изучаемому материалу, в заинтересованности дисциплиной;
  • степень самостоятельности: чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания.

Сознательность студентов в обучении неотделима от их активности. Высокая познавательная активность студентов — решающее условие в сознательном усвоении знаний.

Какими же правилами пользуюсь я, как преподаватель профессионального цикла, добиваясь осуществления принципа сознательности и активности в обучении на своих занятиях:

  1. Ясное понимание студентами целей и задач предстоящей работы. Добиться этого можно, начиная занятие с постановки проблемы или производственной ситуации (рисунок 1). Например, необходимо обработать тяжелую деталь большого диаметра, но малой длины. На каком станке это можно сделать? Или, на фотографии показан участок машиностроительного предприятия, можете ли вы сейчас предложить какое-либо оборудование для автоматизации этого участка?

Рисунок 1 – Постановка проблемы.

 

  1. Обеспечение понимания смысла каждого слова, предложения, понятия. Добиться этого можно, организуя работу над понятиями через их многократное повторение в ходе разнообразных форм и видов учебной деятельности. Для этого можно использовать любые методы, например, метод диалогического изложения, метод эвристической беседы, метод исследовательских заданий, метод алгоритмических предписаний. Например, при изучении темы «Классификация металлообрабатывающих станков» сначала я прошу студентов назвать известные им характеристики станков, затем предлагаю новые характеристики, после этого ребятам необходимо сгруппировать характеристики и предположить свою классификацию. Затем совместно мы составляем полную классификацию станков, а уже после этого предлагаю им расшифровать модели станков, которые   записываются в соответствии с изученной классификацией.
  2. Использование взаимообучения и самоконтроля. Я стараюсь обеспечить условия для развития коллективных форм работы студентов, например, коллективная форма поиска правильного ответа. Хочу обратить внимание, что зачастую то, что говорит товарищ, студентами воспринимается лучше и легче, чем объяснения преподавателя, поэтому я стараюсь не объяснять то, что могут объяснить товарищам лучшие студенты (рисунок 2). Самоконтроль и самооценка являются постоянным элементом моих занятий, т.к. я считаю, что это одно из важнейших условий активности студентов, а моя задача – формирование у них потребности и навыков такой деятельности.

Рисунок 2 – Использование взаимообучения и самоконтроля.

 

  1. Формирование познавательного интереса. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного студентами дополнительного учебного материала или даже, возможно, самостоятельному поиску самими студентами этого материала. Современные студенты живут в век новых технологий, большое количество времени они проводят в интернете, поэтому я считаю, что преподаватели тоже должны идти за студентами в сеть. Так мы с коллегами в течение двух лет ведем работу по созданию сайта специальности Технология машиностроения (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Страницы сайта специальности 15.02.08 ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

 

Сейчас я работаю над формированием информационно-образовательной среды дисциплины «Технологическое оборудование», при этом активно вовлекаю в эту работу студентов групп 3 и 4 курсов.  Они помогают мне подбирать теоретический материал, который располагается на страницах сайта, иллюстрировать его различными картинками, фотографиями, а также видео, часть которого не просто скачана из интернета, а специально создана. (Например, для изучения темы «Промышленные роботы», используя интернет-ресурсы, студенты самостоятельно смонтировали видеоролик, в котором показали и прокомментировали различные области применения роботов).

На сайте https://sites.google.com/site/op07aktt/ можно наблюдать структуру и содержание интерактивных материалов информационно-образовательной среды дисциплины «Технологическое оборудование». Наполнение еще не полное, так как проект рассчитан на год. За основу взяты сервисы google (сайты, формы, документы в которых можно одновременно работать многим пользователям). Студентам очень нравится работать с интерактивными упражнениями и виртуальными рабочими столами, так, часть домашних заданий выполнена именно с их использованием.

Например, было дано задание создать интерактивные упражнения, используя сервисы web2.0, создать подборки материала по некоторым темам (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Пример студенческих работ.

 

Конечно, у таких средств современного обучения есть преимущества:

  • общедоступность (возможность работать с материалом и обучаться в любом месте и в удобное время, с любого устройства, подключенного к сети интернет),
  • интерактивность,
  • разнообразие и наглядность материала.

Но есть и недостатки – при отсутствии компьютеров или мобильных устройств, а также подключения к сети интернет использовать в обучении электронный контент невозможно.

Благодаря интерактивным средствам обучения формируется интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения.

Важно помнить, что при использовании и традиционных и современных технологий обучения задача преподавателя – создавать такие условия на занятии, чтобы студентам было интересно не только получать готовую информацию, но и осмысленно, активно включаться в процесс познания.

Литература

  1. Буланова М.В. Педагогические технологии- Москва — Ростов- на- Дону, 2004.
  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения — М., 2003.
  3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1955. — с. 302
  4. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) — Москва — Ростов- на- Дону, 2003.
  5. Хаитова Н. Ф., Тангиров Х. Э. Использование электронных средств обучения при изучении курса «Алгебра» // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2013. — № 4 (51). — С. 34–38.
  6. Шаркова О.В. Применение ЭОР при обучении студентов на основе ФГОС.  [Электронный ресурс] Uhttp://festival.1september.ru/articles/636455/  (дата обращения: 20.06.2014)
  7. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. — М., 1999.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ