ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ КОЛЛЕДЖА

95
Автор: Русова В.В. , ГБПОУ Нижегородский Губернский колледж; Полянина М.А., ГБПОУ Нижегородский Губернский колледж
Категория: Научно-методическая работа

Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы социальной адаптации учащихся к образовательному пространству колледжа. Рассмотрено понятие адаптации с точки зрения нескольких учёных. Выделены факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде.

Ключевые слова. Адаптация, социальная адаптация, деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, факторы (ситуативные, личностные).

 

SOCIAL ADAPTATION OF PUPILS TO EDUCATIONAL SPACE OF COLLEGE

Rusova Varvara Vasilyevna

Annotation.. In this article questions of social adaptation of pupils to educational space of college are discussed. The concept of adaptation from the point of view of several scientists is considered. The factors influencing process of adaptation to the new cultural environment are allocated.

Keywords. Adaptation, social adaptation, activity, psychology and pedagogical maintenance, factors (situational, personal).

 

Одной из наиболее важных проблем в современном  колледже является адаптация первокурсников к новым условиям обучения. Ученые и практики рассматривают «адаптацию как основную задачу и метатехнологию социальной работы», роль которой сводится к главной задаче — социальной адаптации.

Большое количество работ посвящено исследованию адаптации личности в различных группах и коллективах: М. Н. Будякина, А. А. Русалинова, А. М. Растова, Н. А. Свиридов, Е. В. Таранов, А. И. Ходаков и другие. Проблема социально-психологической адаптации личности широко исследуется и в зарубежной психологии: Фрейд З., Адлер А., Эриксон Э., Олпорт Г., Роттер Д., Роджерс К. и другие.

П. А. Просецкий характеризует адаптацию как активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. [2, с.54]

В современной психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Налчаджян А.А. указывает мнение Ж. Г. Сенокосова, что «сущность адаптации — приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды (объекта адаптации). При нарушении стабильности (перемещении субъекта в другую среду, другие условия или при изменении самой среды) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потере целостности. В результате возникает адаптивная ситуация, когда система (или ее отдельные элементы) стремится к восстановлению нарушенного равновесия. Такая ситуация характерна для всех видов адаптации человека, понимаемой как активный, целенаправленный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии его с новой природной и социальной средой». [1, с.54]

В концепции А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. [3, с.98]

Адаптация молодого организма в учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Изучение механизмов и закономерностей адаптации учащегося в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время актуальное значение. Большой интерес представляет для исследования социально – психологическая адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у учащегося требуемого уровня в учебной деятельности. От того, насколько быстро и легко проходит адаптация, зависит успешность обучения студентов и учащихся в колледже .

На процесс адаптации к новой культурной среде влияют ситуативные и личностные факторы.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят: лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации, относят: конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

В связи с этим исследование особенностей социально-психологической адаптации учащихся первого курса в первые месяцы обучения в образовательном заведении и их психолого-педагогическое сопровождение является актуальной проблемой.

   В Нижегородском Губернском колледже проводится  исследование, направленное на выявление уровня адаптации у студентов первых курсов.

Для оптимальной адаптации студентов к обучению в колледже важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень запросов и самооценки; способность к сознательной регуляции своего поведения в новых условиях. Смена привычной обстановки приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать личное время и уже на первых зачетах и экзаменах становятся кандидатами на отчисление, поэтому соблюдение приведенных рекомендации способствует во-первых, оптимизации процесса адаптации первокурсников к условиям колледжа; во-вторых оптимизации учебной деятельности студентов, и наконец, в-третьих- развитию личности студента, раскрытию его интеллектуального и личностного потенциала. При этом обеспечивается психолого-педагогическая поддержка, которая позволяет избежать первых и основных трудностей адаптации с одной стороны, и успешно совмещать усилия преподавателей и студентов в учебном процессе с другой стороны.

1 этап-1 семестр

 

 

 

2 этап-2 семестр

 

Оценка соматического и психологического статуса первокурсников.

 

Использование полученной информации для проведения внеклассных мероприятий, которые помогли бы предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе.

 

 

Информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже

 

Выработка рекомендаций и разработка индивидуальных программ для адаптации первокурсников в новой образовательной среде.

 

Работа куратора группы по адаптации первокурсника продолжается весь первый год обучения, при этом проводится ряд мероприятий, которые условно можно разделить на

2 этапа по семестрам:
 

На первом, профилактическом, этапе работа проводится и студентами и их родителями.

Со студентами проводятся:

‒ беседы, лекции знакомства с целью скорейшего формирования сплочения учебных групп;

‒ тренинги, упражнения, игры с целью сплочения коллектива группы;

‒ диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов;

‒ посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации первокурсников к учебному процессу.

Для родителей проводятся общеколледжные и групповые родительские собрания.

На втором этапе осуществляется выявление удовлетворенности обучающихся образовательной средой, что включает в себя:

‒ особенности взаимоотношения с преподавателями,

‒ удовлетворенность работой учебных кабинетов, библиотекой, столовой;

‒ удовлетворенность организацией досуга;

‒ удовлетворенность отношениями с группой.

При этом определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки.

Специальную работу по формированию благоприятного социально — психологического климата в группах организуют куратор и психолог колледжа. Работа в этом направлении начинается с составления календарно-тематического плана на первый год обучения.

Календарно-тематический план мероприятий по адаптации студентов-первокурсников в колледже

Время проведения Наименование мероприятия Форма проведения
1 Сентябрь Внеклассные мероприятия на знакомство группы: диагностика личностных характеристик первокурсников; выявление творческих интересов

 

Классный час: тренинги, упражнения****, анкетирование*
2 Октябрь Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая) Классный час: тренинги****, анкетирование**
3 Октябрь Работа с родителями Родительское собрание: общеколледжное, групповое
6 Ноябрь Внеклассное мероприятие «Расскажи мне обо мне» Классный час: занятие
7 Ноябрь-декабрь Составление сводной ведомости по итогам диагностики социальной адаптивности обучения в колледже студентов-первокурсников Классный час: проведение игр на командную работу и сплочение коллектива****
8 Ноябрь-декабрь Ознакомление студентов с рекомендациями Классный час, беседа
9 Январь Повторное исследование уровня адаптации студентов — первокурсников Классный час: проведение игр на командную работу и сплочение коллектива анкетирование***

 

10 Январь-июнь Индивидуальное консультирование студентов, имеющих трудности в адаптации, родителей и преподавателей, работающих с данными студентами Классные часы; беседы

 

* -приложение № 1; **-приложение № 2;***-приложение № 3

Большую роль в адаптации первокурсников играет подготовка и проведение разноплановых внеклассных мероприятий. Это помогает студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность. Они на деле поймут, что успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Любая творческая работа, выполненная совместно, развивает в студентах не только дух коллективизма, но и здорового и позитивного патриотизма. Чувство единства с сокурсниками приносит глубокое моральное удовлетворение, зарождая заслуженную и обоснованную гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей, при этом значительно повышая чувство собственного достоинства — это мощный фактор для самоутверждения личности. Главным в адаптации является процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже. И здесь немаловажную роль играет самостоятельная работа студента, а задачей является не только успешнее, быстрее и эффективнее адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения и профессиональные навыки, но и научить «влиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «вжиться» в реальные условия новой его жизни.

Приложение № 1

АНКЕТА № 1

ФИО (полностью)

Телефон

Адрес проживания

Что повлияло на выбор специальности?

Испытываете ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?

Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения?

Какие трудности вы сейчас испытываете?

Предстоящее изучение каких предметов вызывает чувство неуверенности в себе?

Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)

‒ здоровье

‒ материальное благополучие

‒ уважение окружающих

‒ удовольствие, развлечения

‒ другое (укажите)

 

Любимые предметы

Планируете ли Вы участие в общественной жизни колледжа, группы?

Любимое занятие, хобби, таланты

В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?

Первые впечатления о группе, колледже

Приложение № 2

АНКЕТА № 2

ФИО (полностью)

Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?

Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в колледже?

Какие трудности вы сейчас испытываете?

После одного месяца учёбы в колледже есть ли у вас желание продолжать учебу?

Вы с желанием идете в колледж?

Что вы скажете о своей учебе?

Самые интересные предметы

По сравнению со школой учусь лучше или хуже

Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?

Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)

‒ здоровье

‒ материальное благополучие

‒ уважение окружающих

‒ удовольствие, развлечения

‒ другое (укажите)

Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?

Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях колледжа

‒ активно участвую

‒ не участвую совсем (почему)

изредка участвую

В каких кружках и секциях Вы занимаетесь в колледже?

Приложение № 3

АНКЕТА № 3

Изменился ли Ваш образ жизни с началом учебы в колледже? Да__ нет__

Удовлетворяет ли Вас студенческая жизнь? Да__нет__

Комфортно ли Вы чувствуете себя в новой обстановке? Да__нет__

Вы хорошо осведомлены о специальности, на которой Вы учитесь? Да__нет__

Вы всегда с радостью идете в колледж или Вам часто хочется остаться дома?

‒ иду с радостью

‒ бывает по-разному

‒ чаще хочется остаться дома

Что для Вас оказалось более сложным в течение первого семестра?

‒ обучение

‒ вхождение в коллектив

‒ условия обучения

‒ условия проживания

Как Вы думаете, почему это для Вас оказалось трудным?

Какая помощь и с чьей стороны Вам нужна, чтобы справиться с трудностями?

У Вас в группе есть друзья?

Хорошие ли у Вас отношения с группой?

Вы делите группу на хороших и плохих?

Старшекурсники конфликтуют с Вами?

Чувствуете ли Вы давление со стороны кого-либо, находясь в колледже?

Какие мероприятия, проводимые в колледже, Вам запомнились больше всего?

Какую роль классный руководитель сыграл в вашей жизни?

Назовите наиболее характерные черты вашего куратора

Что бы вы хотели изменить в работе своего куратора?

 

Список литературы:

1.Бадьина, Н.П. Технология создания психологически комфортных условий в образовательном учреждении: методические рекомендации для педагогов- психологов / Н.П.Бадьина. – Курган, 2008

2.Грецов, А.Г., Жукова, Е.В. Из школы в жизнь: социально-психологическая адаптация старшеклассников / А.Г. Грецов, Е.В. Жукова: ж-л Психология и школа, 2002- №1.- С.34-43

3.Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. 4-е изд./Р.С. Немов.- М.: Владос, 2001.

4.Холостова, Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров/ Е.И.Холостова.-М.: Издательство Юрайт, 2011.-905

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ КОЛЛЕДЖА