ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

«Успешная адаптация обучающегося с ОВЗ в условиях временного коллектива посредством реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

32
Автор: педагог – психолог Шаркова Н. Н. городской округ Навашинский
Категория: Неограниченные возможности

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, общительным, открытым всему новому. Как же быть, если ребенок родился с синдромом Дауна? Ведь известно, что такие дети трудно адаптируются в обществе. Из – за задержки в развитии, они, как правило, становятся предметом насмешек как среди своих сверстников, так и взрослых, что пагубно может повлиять на его психологическое развитие. Чтобы избежать нежелательных последствий в развитии и воспитании обучающегося с синдромом Дауна, в МБОУ ДО «Навашинский Центр дополнительного образования детей» возникла необходимость целенаправленной работы с данным ребенком. Для решения психолого – педагогических задач была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арт – гармония» сроком реализации 2 года.

Программа «Арт-гармония» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно — развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу ребенку специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации его внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально — значимой деятельности.

Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Программа состоит из 6 блоков:

— изотерапия;

— музыкотерапия;

— сказкотерапия;

— песочная терапия;

— цветотерапия;

— игротерапия.

По программе «Арт-гармония» по индивидуальному плану обучался мальчик 9 лет.  На момент нашего знакомства поведение данного ребенка можно охарактеризовать следующим образом: в меру общительный, с повышенным уровнем тревожности. Если ему что – то не нравилось, например, предложенное задание, игра, песня, сказка он просто отказывался что – либо делать. Уговорить, убедить его было сложно. Мог себе позволить похулиганить, использовать в речи нецензурную лексику, при этом понимая, что это разнится с правилами поведения в социуме. Поэтому главной целью на начальных этапах встреч выступало позитивное расположение  обучающегося по отношению к педагогу. Далее на протяжении этих двух лет совместно с ним мы кропотливо работали и достигли определенных результатов в обучении и воспитании. Взаимодействие основывалось на шести основных блоках, указанных ранее. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Изотерапия позволила повысить уровень психоэмоционального фона данного ребенка. Если  первый год и на начало второго года обучения мальчик для выполнения таких работ, как «Осенний лист», «Подводный мир», «Русская матрешка», «Рисуем сказки А. С. Пушкина» выбирал для работы только черные и коричневые цвета, то во втором полугодии 2 года обучения  он стал предпочитать желтые, оранжевые, синие, зеленые цвета. Работы «Весенняя капель», «Наши домашние животные», выполненные в технике «рисование с помощью ватных палочек», буквально ожили: сюжет стал более понятен, так как с помощью использования нескольких цветов появились детали рисунка; мазки от палочек стали аккуратнее, четче. При просмотре данных работ у самого обучающегося возникали чувства радости, открытости, чувство удовлетворения за собственный труд.

На мой взгляд, музыкотерапия понизила уровень тревожности ребенка, стабилизировала эмоциональный фон. В начале общения обучающийся при прослушивании различных песен, таких как «Урожайная», «Осень», «Веселый жук», «Облака», «Голубой вагон», «Дед Мороз и дети», «В лесу родилась елочка», «Погода и настроение» мог просто сказать: «Я не хочу слушать песни». А в конце второго года обучения данные проявления в поведении стали повторяться реже: он не только дослушивал предложенную песню до окончания ее воспроизведения, но и представлял образы, порой даже зарисовывал. Очень интересная зарисовка получилась к песне «Весна идет, весне дорогу»: девушка – весна, как сказал обучающийся, идет навстречу персонажам из мультфильма «Сказочный патруль», чтобы их поздравить с оживлением природы. Иногда и бывали случаи, когда участник встречи просил, чтобы ему включили ту или иную песню, например, «Пограничники», под которую он даже продемонстрировал танец. Это свидетельствует о том, что он стал более открытым, уверенным в себе, доверяющим окружающему миру.

Сказкотерапия – это один из основных методов, применяемых в работе. Проживая сказку, обучающийся научился преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное ощущение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Путешествие по сказкам также способствовало пробуждению фантазии и образного мышления, дало простор творчеству. Например, шведская сказка «Неведомый рай» пробудила в душе ребенка ряд эмоций, таких как удивление, сомнение, радость, восторг. Главными персонажами этой сказки выступили маленький мальчик Гера и большой лебедь, который пообещал мальчику показать рай, о котором он часто тосковал в пальмовых лесах [3]. Сказка обрывается на самом интересном месте. Предлагается ее продолжить. Обучающийся с воодушевлением придумал концовку истории. И была она следующей: Гера и лебедь оказались в стране с озерами, окруженными березами,  зелеными равнинами.

При работе с песком возникали некоторые сложности  в выполнении какого – либо задания, потому что недостаточный уровень развития мелкой моторики рук не позволял делать четкие изображения предметов, птиц, животных.   Мне удалось заинтересовать ребенка, и мальчик благодаря заинтересованности, усердию   научился выполнять незатейливые сюжеты, рисунки.

Цветотерапия неким образом перекликается с таким методом, как изотерапия. Однако в нашем случае есть существенное различие: если в изотерапии цвет он выбирает сам, то в цветотерапии цвет предлагается педагогом. Например, на занятии «Зеленый цвет» мы говорим, рассуждаем только о зеленом цвете. В первую очередь, в начале встречи происходит «погружение в цвет», задаются вопросы типа: «Перед тобой разложены предметы зеленого цвета. Тебе нравятся они? Зеленый цвет кажется теплым или холодным? Радостным или грустным? Подвижным или спокойным? Мягким или жестким?». Далее предлагаются различные упражнения, задания, истории, сказки, стихотворения с использованием данного цвета. Хотелось бы отметить, что на начальных стадиях работы ребенок негативно относился почти ко всем предложенным цветам. Была использована некая хитрость: черный, коричневый, серый цвета были исключены для рассмотрения, так как он часто их использовал при выполнении рисунков в изотерапии. Каков же был восторг, когда во второй половине второго года обучения он сказал: «Синий цвет мне кажется теплым и радостным. Я попрошу маму, чтобы она купила мне синюю футболку».

Игротерапия — это тот блок, который наиболее понравился ребенку. В. Л. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В момент зарождения отношений мама мальчика сказала, что ее сын очень любит играть в мяч. Данные слова были использованы для работы в совместной деятельности. Передавая из рук в руки мяч, мы проговаривали различные скороговорки. Только за этот учебный год мы выучили порядка тридцати скороговорок, например, «У Вари на бульваре варежки пропали. Воротилась Варя вечером с бульвара, и нашла в кармане варежки Варвара»; «В ночи не калачи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи»; «Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачами к врачу. Прививки делать им пора для укрепления пера!». Кроме того каждая скороговорка обсуждалась, лексическое значение трудных слов объяснялось.

Таким образом, реализация данной программы позволила скорректировать некоторые черты характера, поведения. Ребенок научился на практике применять социальные и коммуникативные навыки, адекватно выражать возникшие эмоции и чувства. Мальчик вполне может дать оценку своим действиям и поступкам. Однако еще рано говорить о том, что обучающийся может беспрепятственно строить отношения с окружающими его людьми, идти и развиваться  в унисон с современным обществом. Родители мальчика как никто понимают эту проблему, поэтому от них поступило пожелание продолжить работу и в дальнейшем. На основе этого было принято решение разработать и адаптировать на 2018 – 2019 учебный год программу «Арт – гармония» с трехгодичным обучением.

Литература.

  1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арт – гармония». – Составители: педагог – психолог Шаркова Н. Н., педагог дополнительного образования Швецова В. Н.
  2. Богданович В. «Новейшая арт – терапия. О чем молчат искусствоведы». Золотое сечение, 2008.
  3. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Развивающая сказкотерапия для детей». — СПб.: Речь; 2009.
  4. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь; 2008.
  5. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающаясказкотерапия для детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 221 с.
  6. Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий».: СПб. — Речь; 2008.
  7. Сакович Н.А. «Технология игры в песок – Игры на мосту». – СПб. – Речь; 2008.
  8. Штейнхард Л. «Юнгианская песочная психотерапия». – СПб.: Питер; 2011.
«Успешная адаптация обучающегося с ОВЗ в условиях временного коллектива посредством реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»