ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся посредством самостоятельной работы

22
Автор: Шалагинова Е.П., преподаватель специальных дисциплин технологии продукции общественного питания ГБПОУ «Сормовский механический техникум»
Категория: Научно-методическая работа

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию  ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

-готовность студентов к самостоятельному труду;

-мотив к получению знаний;

-наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

-система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

-консультационная помощь.

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы студентов определяют преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин.

Самостоятельная работа студентов делится на два вида:

аудиторную;

внеаудиторную.

Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать:

выполнение самостоятельных работ;

выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;

решение задач;

работу со справочной, методической и научной литературой;

Защиту выполненных работ;

собеседование, коллоквиумы; деловые игры, дискуссии, конференции;

тестирование и т.д.

Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий (хронокартой занятия).

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова­тельская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными зна­ниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дис­циплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организо­ванности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионально­го уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения учебного материала,
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
  • полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,
  • обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,
  • оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

-готовность студентов к самостоятельному труду;

-мотивация получения знаний;

-наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочно­го материала;

-система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

-консультационная помощь преподавателя.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Выполнение курсовой и дипломной работы

Выполнение курсовой работы является обязательной работой, предусмотренной в учебном плане. Выполнение курсовой работы в большей степени рассчитано на самостоятельную работу. Преподаватель должен консультировать студентов и проверять результаты.

При выполнении курсовой работы студент уже должен уметь выполнять все вышеперечисленные виды самостоятельных работ, а именно: работать с литературой, выделять главное, определять проблему, систематизировать данные, делать вывод и анализ.

Курсовая работа является учебно-исследовательской работой. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим специалистам необходимо:

-научиться пользоваться статистическими данными, данными бухгалтерской отчетности, данными законодательством;

-изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;

-грамотно изложить состояние изучаемого вопроса на основе её анализа;

-собрать, проанализировать и обобщить данные конкретного предприятия;

-обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать его и сделать выводы;

-представить его в виде презентации и осуществить защиту перед комиссией;

-ответить на все вопросы членов комиссии.

Дипломная работа — это комплексная самостоятельная исследовательская работа, в ходе которой студент решает конкретные практические задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования, развивает практические навыки в реальных условиях в период прохождения преддипломной практики.

В дипломной работе студент должен показать умение работать с нормативными документами, инструктивным материалом, литературой и другими информационными источниками.

При выполнении дипломной работы студент должен показать:

уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по специальности;

умение изучать, анализировать, обобщать информационные источники в соответствующей области знаний;

способность самостоятельно проводить научные исследования, систематизировать и обобщать фактический материал;

умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам дипломного исследования.

Все виды представленных самостоятельных работ используются преподавателем при аудиторной и внеаудиторной работе, все это направлено на усвоение студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, развитие логического мышления, пространственного воображения на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.

В заключение хочется отметить: применение различных видов самостоятельных работ позволяют наблюдать динамику развития студентов, определять пути совершенствования само­стоятельной работы.

Список использованной литературы

  1. Безрукова В.С./ Педагогика//-Ростов-на-Дону,2013.
  2. Ефимова С.А., Посталюк Н.Ю. Организация самостоятельной работы в учреждении профессионального образования/

// Самара: ЦПО, 2011

3.Методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов / Сост. В.И. Медведева. — Смоленск: СПЭК, 2010.

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся посредством самостоятельной работы