ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Формирование профессиональной ИКТ-компетентности бухгалтера через интегрированный подход к обучению

128
Автор: О.В. Ивковская, Преподаватель информатики, Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «НИЖЕГОРОДСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Категория: Научно-методическая работа

Формирование профессиональной ИКТ-компетентности бухгалтера через интегрированный подход к обучению

Информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность) является одним из критериев профессиональной пригодности специалиста, залогом его будущего трудоустройства.

Под ИКТ — компетентностью будущего специалиста понимается способность:

  • к реализации возможностей ИКТ для решения задач профессиональной деятельности;
  • к предвидению последствий информационной деятельности;
  • к информационному взаимодействию.

Актуальность задачи формирования ИКТ-компетентности бухгалтера

Актуальность задачи формирования ИКТ-компетентности бухгалтера обусловлена тем, что ИКТ являются одними из основных инструментов профессиональной деятельности современного бухгалтера и позволяют повысить эффективность ведения учетно-финансовой деятельности на предприятии.

Тем не менее, существует ряд противоречий, препятствующих решению поставленной задачи:

  1. Будущий специалист должен обладать целостными, системными знаниями и умениями в области ИКТ.

В то же время построение учебного плана на базе отдельных дисциплин создает опасность изоляции в сознании учащегося знаний, умений и навыков, даваемых в одной учебной дисциплине, от специфических знаний, умений и навыков, формируемых при изучении другой. К тому же, если содержание дисциплин не согласовано, некоторые темы могут дублироваться, а какие-то остаться неохваченными.

  1. Бухгалтер в своей профессиональной деятельности использует большое количество разнообразных программных и технических средств, к тому же, они постоянно обновляются.

При этом в базисном учебном плане на изучение информационных технологий заложено явно недостаточное количество часов.

  1. Формирование ИКТ- компетенций возможно в условиях реализации деятельности, приближенной к реальной.

Организация же реальной профессиональной деятельности в условиях существующей системы обучения затруднительна. Студентам даже на практике не удается работать на реальном производстве.

Возможным решением этих противоречий является:

  1. Структурирование содержания образования в области ИКТ, а именно, вычленение структурных элементов содержания образования и определение системообразующих связей между ними.
  2. Интеграция компонентов содержания учебных дисциплин, как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях.
    Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение нескольких дисциплин и способствует целостному, комплексному усвоению знаний. Вертикальное — охватывает однородный материал из программ разных лет и обеспечивает преемственность процесса обучения.
  3. Использование вариативной составляющей образовательной программы для расширения и углубления подготовки в области ИКТ, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника.

Понятие интеграции в работах отечественных и зарубежных педагогов

Понятие «интеграция» не ново. Прогрессивные педагоги разных эпох и стран — Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. подчеркивали взаимосвязь между учебными предметами для отражения целостной картины природы в сознании ученика и создания истинной системы знаний. Основателем же интегрированного обучения считается американский ученый и педагог Джон Дьюи, который разработал эту программу в начале XX века.

Использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе также посвящены многие отечественные и зарубежные исследования. (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько). Выдающийся  современный ученый-педагог Владимир Павлович Беспалько назвал образование и обучение с участием компьютеров педагогикой третьего тысячелетия.

Необходимость пересмотра структуры и содержания учебного материала в области формирования ИКТ-компетентности бухгалтера обусловлена следующими объективными причинами:

Во-первых, был утвержден новый Федеральный образовательный стандарт по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», и его необходимо было изучить и проработать.

Во-вторых, новые требования к уровню квалификации выпускника диктовали необходимость полного переосмысления и перестройки структуры и содержания учебных программ в сторону большей интеграции знаний, умений и навыков, получаемых студентами в рамках отдельных учебных дисциплин.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Только система даёт нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Интеграция как педагогическая категория представляет собой целенаправленное объединение, синтез определенных учебных дисциплин в самостоятельную систему целевого назначения, направленную на обеспечение целостности знаний и умений. (Л.В. Трубайчук)

Цели и задачи внедрения интеграции в учебный процесс

Основываясь на исследованиях и опыте ведущих педагогов в области интеграции в образовании и требованиях к современному специалисту, в частности бухгалтеру, можно сформулировать основную педагогическую идею: развитие профессиональных ИКТ-компетенций должно быть системным, последовательным и непрерывным и осуществляться через практико-ориентированное обучение.

Целью моей педагогической деятельности в данном направлении является создание условий для формирования профессиональной ИКТ-компетентности будущих бухгалтеров. Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Требования к уровню ИКТ-компетентности в условиях среднего профессионального образования сформулированы, с одной стороны, через систему общих и профессиональных компетенций и определены ФГОС СПО соответствующей специальности, с другой — в виде обязанностей и квалификационных требований к специалисту. Поэтому необходимо выделить наиболее значимые общие и профессиональные компетенции бухгалтера согласно ФГОС СПО, а также дополнительные профессиональные компетенции, востребованные работодателем, для формирования которых необходимо владение ИКТ-компетенциями.
  2. Определить основные ИКТ-компетенции,  необходимые в профессиональной деятельности будущего специалиста.
  3. Структурировать содержание образования в области ИКТ и определить уровни интеграции учебного материала. Различают три уровня интеграции:
  • внутрипредметная;
  • межпредметная;
  • транспредметная
  1. Разработать систему методов, средств и приемов для обучения будущих бухгалтеров эффективному использованию ИКТ при решении профессиональных задач.
  2. Создать условия для развития мышления обучающихся как важного аспекта их дальнейшего профессионального самообразования.

Структура системы формирования ИКТ-компетентности бухгалтера

В процессе решения поставленных задач были определены основные ИКТ-компетенции, необходимые в профессиональной деятельности будущего бухгалтера. Кроме того, совместно с представителями работодателя был сформулирован перечень дополнительных востребованных профессиональных компетенций бухгалтера.

В результате построена следующая структура системы формирования ИКТ-компетентности бухгалтера, состоящая из взаимосвязанных и взаимодополняемых учебных дисциплин и профессиональных модулей. Построены связи между ними, качественные преобразования в содержании претерпели и сами дисциплины.

В систему вошли дисциплины: Информатика, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Математические методы исследования экономики, а также четыре профессиональных модуля и, в рамках дополнительного образования, — курсы.

 

Так как я преподаю все перечисленные дисциплины, часть междисциплинарных курсов в профессиональных модулях и учебную практику, у меня есть все возможности широко использовались принципы интеграции в обучении, как внутрипредметной, так и межпредметной. При изучении одной дисциплины привлекать знания, умения и результаты анализа изучаемого материала других учебных дисциплин.

  1. На уроках информатики формируются базовые умения и навыки работы на ПК:
  • Понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества.
  • Владение базовыми умениями и навыками работы на ПК.
  • Владение средствами коммуникаций, сетевого общения.
  • Владение средствами поиска и отбора информации, поисковыми и справочными системами в сети Интернет.
  1. Дисциплина ИТПД изначально предполагает интеграцию ИТ в профессиональную деятельность бухгалтера. Формируется:
  • Знание современного состояния и перспектив развития ИКТ в профессиональной деятельности, классов профессиональных задач, решаемых с использованием ИКТ
  • Владение средствами ИКТ для анализа данных, выполнения расчетов, обработки массивов данных, анализа результатов вычислений, оформления отчетов, поиска и отбора профессионально значимой информации

На уроках изучаются профессионально-ориентированные программы (Электронные таблицы, Системы управления базами данных, Информационные справочные правовые системы, основы работы с программой 1С: Бухгалтерия), решаются экономические задачи средствами информационных технологий.

  1. Профессиональные модули формируют основные профессиональные компетенции бухгалтера.

Задача – научить студентов отражать всю хозяйственную деятельность предприятия (от оформления первичных документов и до формирования форм обязательной финансовой отчетности) с помощью автоматизированной системы бухучета 1С: Бухгалтерия. Формируется владение средствами профессионально-ориентированных ИКТ для обработки и анализа экономической информации, выполнения расчетов, оформления отчетной документации.

  1. Яркий пример использования интеграции – дисциплина Математические методы исследования экономики, на которой студенты учатся использовать средства ИКТ для решения задач, принадлежащие сфере оптимального планирования и прогнозирования экономических процессов. Формируется:
  • Знание целей и задач экономико-математического моделирования
  • Владение средствами ИКТ для моделирования экономических процессов
  • Владение средствами ИКТ для решения задач, принадлежащие сфере оптимального планирования и прогнозирования экономических процессов

В результате освоения студентами представленных учебных дисциплин и профессиональных модулей у будущих бухгалтеров будет сформирована профессиональная ИКТ-компетентность.

Дисциплина Математические методы исследования экономики

Дисциплина Математические методы исследования экономики является частью вариативной составляющей образовательной программы (ОПОП) по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет. Она направлена на формирование дополнительных профессиональных компетенций будущего бухгалтера, востребованных работодателем.

Для современного бухгалтера уже недостаточно просто вести бухучет на предприятии. Он должен уметь анализировать и моделировать экономические процессы. В процессе изучения этой дисциплины студент должен освоить математические методы решения задач, возникающих в области экономики, финансов, менеджмента, маркетинга.

Математические методы исследования экономики– это синтез сразу нескольких дисциплин: Математики, Линейного программирования, Статистики, Экономики и, конечно, Информатики.

Новизна педагогического опыта

Предлагаемый опыт преподавания, основанный на интеграции учебных дисциплин и профессиональных модулей, способствует:

  • формированию у студентов системного подхода к освоению знаний в области экономики и информационных технологий;
  • способности переносить ранее усвоенные умения и навыки в новую ситуацию;
  • А также сокращению трудоемкости обучения.

Разработана новая для СПО учебная дисциплина «Математические методы исследования экономики» как синтез дисциплин экономического профиля, математики и информационных технологий.

Решение задач оптимизации, связанных производством, позволяет студентам освоить основы производственной логистики, а применение MSExcel дает возможность решать эти сложные задачи на уровне СПО.


Пример использования междисциплинарных связей на уроке при решении задач оптимального планирования

Шаг 1. Студенты делятся на группы. Каждая группа получает задачу с описанием производственной ситуации.

Понятия из экономики и менеджмента – Производственный план, Прибыль, Удельная прибыль (отношение чистой прибыли организации к ее обороту), Маркетинговые и производственные ограничения.

Шаг 2. Обсуждение ситуаций в группах. Поиск решений.

Этот шаг разбит на несколько этапов:

  1. Построение формальной модели задачи

2. Построение математической модели

Понятия из математики – переменные, уравнения, неравенства, поиск экстремума, максимизация

  1. Математическое решение

Сначала решают задачу известными им математическими методами (подбор) и выбирают наилучшее решение.

Решение с использованием MSEcxel – знания и умения, полученные на информатике и ИТПД.

Шаг 3. Презентация решений. Короткая презентация задачи и найденного решения в PowerPoint.

 

 

Литература

  1. ФГОС СПО для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский  учет.
  2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, – 2008.
  3. Леднев В.С. Научное образование:  развитие  способностей  к  научному творчеству. Издание второе, исправленное – М.: МГАУ, 2002.
  4. Пузанкова Е.Н., Бочкова Н.В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики – Интернет-ресурс http://jeducation.ru/1_2009/9.html
  5. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса –http://w.school2100.ru/upload/iblock/42e/42ef10b71e34371d246e6c3ce9a06108.pdf
  6. Горохова, Ю. А., Основные информационно-компьютерные компетенции, необходимые современному экономисту//Высшая школа на современном этапе: проблемы преподавания и обучения 2012: Материалы конференции.-Ярославль, 2012.
  7. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова  – М.: Издательский центр «Академия», – 2003.
  8. О.Е.Лугинин, В.Н.Фомишина Экономико-математические методы и модели: теория и практика с решением задач: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, изд. Феникс, 2009.
  9. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
  10. Интернет-сообщество преподавателей и мастеров ПО http://www.profobrazovanie.org/
  11. Сайт для учителей ЗАВУЧ.инфо http://www.zavuch.ru/
  12. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/

 

Формирование профессиональной ИКТ-компетентности бухгалтера через интегрированный подход к обучению