ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

34
Автор: Ю.Н. Карпова, ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Педагогические технологии

Сформированность профессиональной мотивации способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, их самостоятельности в учебной деятельности. Низкая удовлетворенность профессией резко снижает эффективность профессиональной деятельности,  становится причиной текучести кадров, что приводит к отрицательным экономическим последствиям. В связи с этим особенно актуальной становится проблема формирования положительной профессиональной мотивации будущих учителей.

Под профессиональной мотивацией будем понимать совокупность факторов и процессов, которые побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности.

Самым значимым в процессе формирования профессиональной мотивации является процесс актуализации, который непосредственно базируется на  учебной деятельности студентов. Правильная организация этого этапа будет способствовать развитию перспективы профессиональной мотивации. [3, с.40 ]

Одной из задач для решения этой проблемы является поиск новых форм получения образования, среди которых можно выделить дистанционное обучение как новый способ реализации образовательного процесса, перехода от репродуктивного к активному способу освоения знаний, к образованию, основанному на конструктивной совместной деятельности всех участников учебного процесса. Дистанционное обучение обеспечивает максимальную активность студентов в процессе формирования профессиональных компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности, при этом субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления будут являться электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т. д.

В педагогической литературе дистанционное обучение рассматривается как личностно-эмоциональное включение всех субъектов образовательного процесса в продуктивную совместную деятельность и общение.

Дистанционное обучение представляет способ реализации содержания обучения с помощью определенной совокупности методов, средств и форм, направленных на организацию самоуправляемой, умственной деятельности студентов по формированию умений приобретать знания из различных источников, овладевать способами, приемами и методами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в нестандартных ситуациях. При этом открываются огромные возможности совершенствования методики отбора теоретической и практической информации, планирования, организации, управления и контроля качества учебного процесса, повышения его эффективности   [4, с.83 ]

Средства дистанционного обучения   имеют следующие преимущества:

– возможность построения системы образования, обеспечивающей каждому студенту индивидуальную траекторию обучения;

– коренное изменение организации процесса познания путем его смещения в сторону системного мышления;

– создание системы управления информационно-методическим обеспечением;

– эффективную организацию познавательной деятельности студентов на основе личностно-ориентированного и индивидуализированного подходов.

На основе анализа психолого-педагогической, методической, научной литературы нами выделены и классифицированы факторы, способствующие формированию профессиональных компетенций студентов   колледжа при обучении   средствами дистанционных технологий.

К ним отнесены:

  1. Мотивационные – формирование потребности в овладении знаниями как важнейшего фактора принятия адекватных решений в условиях действительности; развитие внутренних побуждений: интереса, стремления познать новое, любопытства и любознательности посредством использования компьютера как инструмента, позволяющего значительно расширить иллюстративную базу любого предмета и мотивировать процесс его овладения.
  2. Содержательные – реализация возможностей деятельностного, личностно-ориентированного, модульного и системного подходов в процессе обучения посредством структурирования изучаемого материала в систему модулей с компьютерной поддержкой и их практического применения.
  3. Процессуальные – овладение в процессе обучения основными методами и приемами познавательной деятельности через организацию самостоятельной работы студентов посредством комплекса модулей и системой дистанционного обучения Moodle.
  4. Социально-психологические – учет возрастных особенностей и личностных качеств при помощи индивидуально-ориентированных планов обучения.

Деятельность студентов по усвоению предметного содержания в системе дистанционного обучения (СДО) реализуется в виде некоторой последовательности технологических циклов: подготовительного, учебного, заключительного.

Рассмотрим их структуру и особенности:

  1. Подготовительный обеспечивает включение субъектов в процесс дистанционного обучения на основе определения индивидуализированных целей деятельности, обеспечения комфортного вхождения студентов в сетевой учебный коллектив, конструирования индивидуальных образовательных траекторий освоения учебного содержания.
  2. Учебный отражает структуру деятельности. Он предполагает обязательное взаимодействие субъектов образовательного процесса, усвоение студентами информационного содержания, осуществление контроля и диагностики с целью коррекции дальнейшей траектории обучения.
  3. Завершающий ориентирован на проверку достигнутого уровня сформированности системы новых знаний, умений и навыков.

Активная, совместная с преподавателем учебная, в том числе и поисковая деятельность студента, опирающаяся на профессионально-опосредованную проблемно-смысловую ситуацию, связанную с будущей деятельностью, позволяет формировать профессиональное мышление будущего учителя и адекватно работает на повышение профессиональной педагогической мотивации.

Литература:

  1. Ковтеридзе М.А. Мотивация современной студенческой молодежи: учебное пособие. – М.:МИИТ, 2009
  2. Полат Е.С. Дистанционное обучение. М., 2008. 192 с.
  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. – М.: Академия, 2009
  4. Рихтер Т.В. Модель дистанционного обучения информатике в системе подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2011». Вып. 4. Т. 12. : сб. науч. тр. SWorld. Одесса, 2011. С. 83–85.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ