ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Цикл бесед о Великой Отечественной войне (старший дошкольный возраст)

133
Автор: Палютина Альбина Владиславовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 369" Ленинского района г. Нижнего Новгорода
Категория: Воспитательная работа

Задачи:

  1. Содействовать формированию представлений об истории родной страны, о Великой Отечественной войне;
  2. Создавать условия для развития познавательного интереса
  3. Создавать условия для воспитания патриотизма, чувства гордости, уважения и благодарности к героям войны.

Материалы:

  1. Аудиозапись песни «Вставай, страна огромная» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
  2. Аудиозапись песни «Баллада о солдате» (муз. В. Соловьев — Седой, сл. М. Матусовский).
  3. Аудиозапись песни «Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусов, сл. А. Суриков).
  4. Аудиозапись песни «Маленькая Валенька»( муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного).
  5. Аудиозапись песни «День Победы», муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов)
  6. Иллюстрация картины П. Кривоногова «Оборона Брестской крепости»
  7. Иллюстрация картины К. Юона «Парад на Красной площади»

Примечание: беседы сопровождаются показом компьютерных презентаций, содержащих иллюстративные и документальные материалы, отражающих тематику.

БЕСЕДА 1.  «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!»

У каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты в истории, такие времена, когда наступают тяжелые испытания. Чтобы их достойно пройти, нужно много усилий всех людей и большая вера в то, что любимая Родина, Родина-мать, все преодолеет. Такое тяжелое испытание выпало и на долю нашего народа, когда началась Великая Отечественная война. ..

Звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Великая Отечественная война… Как вы думаете, почему война так называется? (Ответы детей). Ее назвали Отечественной, потому что нужно было защищать свое Отечество от врагов, которые хотели отнять и саму родину, и вообще жизнь. А Великая, потому что более страшной, жестокой, упорной  и долгой войны никто никогда в мире не видел. Слово «великий» означает: очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Кто знает, с кем воевал наш народ? Кто напал на нашу страну? (Ответы детей).

Да, это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял человек, захотевший отнять у других народов земли, города и села, заводы и фабрики и таким путем сделать свою страну богатой. Он, как злой волшебник, словно заколдовал свой народ и убедил его в том, что для процветания Германии нужно вооружить армию и начать нападение на другие страны. Так началась тяжелая и грозная война, которая летом 1941 года пришла и на нашу землю.

Фашисты напали на нас в 4 часа утра, когда люди еще спали, и на мирные селения посыпались бомбы, их стали обстреливать из орудий. Это было очень страшно, все горело, люди пытались бежать, укрыться, но спастись удалось немногим.

Первым городом на пути фашистов был небольшой городок Брест, который стоял на самой границе. Поскольку  город стоял на границе, там была военная застава, крепость, где служили пограничники.  Сражение у этой  крепости продолжалось больше месяца, хотя фашистские генералы рассчитывали с ходу захватить Брест.      Давайте посмотрим на картину художника П. Кривоногова «Оборона Брестской крепости». Что изображено на картине? Как вы думаете, какие чувства испытывают люди, изображенные на картине? (Ответы детей). Уже фронт ушел далеко от этих мест и многие территории были захвачены, а защитники все не сдавались, хотя у них не хватало боеприпасов и подчас не было даже глотка воды. Им приходилось глубокой ночью тайком пробираться к реке, чтобы напиться и промыть раны. Гитлер не хотел верить, что крепость не сдается, что русские солдаты оказались такими мужественными и смелыми. Он даже ставил их стойкость в пример своим военачальникам. Давайте мы встанем и помолчим, чтобы почтить беспримерную храбрость защитников Бреста.  Минута молчания.

Нападение фашистов стало неожиданным для нашего народа, поэтому врагу поначалу удалось захватить много городов, земель. По всей стране передавались сообщения о начале войны, люди с болью молча слушали их, и каждый понимал, что закончилась мирная жизнь, и надо много трудиться, чтобы справиться с этой бедой. На защиту своего Отечества поднялся весь наш народ, от мала до велика, и все стремления, все силы были направлены на отпор завоевателям. «Родина-мать зовет! Все для фронта, все для победы!» — так звучали призывы военных лет, и для каждого человека не было священнее задачи, чем отдать все силы на исполнение этих призывов.  Очень горестно было прощаться с родными и близкими, друзьями, которые уходили на фронт. Ведь никто не знал, что ждет впереди, вернется ли дорогой человек. Некоторые молодые солдаты, уезжая на войну, не знали, что уже в скором времени станут отцами, и смогли увидеть своих детей только спустя несколько лет, а кому-то и этого не было суждено.

Кто-то плакал навзрыд, а кто-то скрывал слезы, но все-таки у каждого в сердце жила надежда, что все будет хорошо, что наступит победа и в дом вернется тот, кто покинул его для защиты Родины.

А сейчас давайте послушаем песню «Баллада о солдате», которую написали композитор В. Соловьев – Седой и поэт М. Матусовский.

  Звучит аудиозапись песни «Баллада о солдате» (муз. В. Соловьев — Седой, сл. М. Матусовский).

БЕСЕДА 2.  «МЫ ПОЛ-ЕВРОПЫ ПРОШАГАЛИ, ПОЛ-ЗЕМЛИ»

Ребята, сегодня мы свами продолжим беседу о Великой Отечественной войне.

Вы уже знаете, что когда враг наступал, то наши воины стояли насмерть, защищая свою землю, города и села, свой народ. Может быть, кто – то из вас слышал такие названия: Курск, Ленинград, Сталинград?  Как вы думаете, что было главной целью врага, какой город нашей страны? (Ответы детей). Конечно, главной целью врага был город Москва, столица нашей родины.  Фашисты считали, что после взятия Москвы дух народа будет сломлен и им легко удастся захватить всю страну. Поэтому на Москву были брошены самые сильные войска  Гитлера. Вы помните, что война началась в июне, а к осени фашисты собирались захватить Москву, а значит  и покорить страну. Они даже разработали специальный план «Барбаросса», по которому эта война должна была быть очень быстрой, молниеносной. Но мы с вами знаем, что планы фашистов сорвались.  Для поднятия духа москвичей, солдат и всего народа  в ноябре по Красной площади прошел военный парад. Фашисты хотели помешать проведению парада и разбомбить Москву, стереть ее с лица земли, но им это не удалось. Москва – старинный и очень красивый город, с множеством прекрасных зданий. Чтобы сохранить Москву от бомбежек, город спрятали за маскировочной тканью, на которой были нарисованы деревья и кусты. Поэтому вражеские летчики, пролетая над Москвой  не смогли увидеть ни Кремль, ни Большой театр.

Давайте послушаем «Марш защитников Москвы». Музыку к нему написал композитор Б. Мокроусов, а слова – поэт А. Суриков.

     Звучит аудиозапись песни «Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусов, сл. А. Суриков).

Уже наступила зима, и хотя вражеские войска подошли очень близко к Москве, взять ее так и не удалось.  Теперь враг рвался к Волге, великой русской реке. На  пути врага стоял город Сталинград.  Город беспрестанно бомбили, обстреливали из пушек, проводились танковые атаки.  Участники боев под Сталинградом в своих воспоминаниях говорили, что «горела сама земля». Бои шли прямо на улицах города,  за каждый дом. Бывало так, что один этаж дома захватили фашисты, а на других этажах оборону продолжают держать наши бойцы. Благодаря огромному мужеству и стойкости наших воинов фашистам не удалось захватить Сталинград.  В память о той великой битве под Сталинградом, теперь этот город называется Волгоград, возвели монумент Родина – мать и создали зал Славы, где на каменных плитах написаны имена защитников Сталинграда и горит вечный огонь.

Мир солдаты защищали,

Жизнь свою за нас отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память вечную о них.

Говоря о Великой Отечественной войне нельзя не вспомнить блокаду Ленинграда.

Осенью 1941 года вражеские войска окружили город.  У жителей города прервались все связи с внешним миром. Жизнь в блокадном Ленинграде была тяжелой, невыносимой. Артобстрелы были не самым ужасным, что довелось пережить заложникам города. Когда отключили все электростанции, и город окутала тьма, начался самый тяжелый период. Пришла снежная, морозная зима. В квартирах не было тепла. Ленинградцы вынуждены были устанавливать в своих квартирах печки, в которых постепенно, для тепла, сжигалось все: мебель, книги, предметы домашнего обихода. Продуктов в городе не было. Люди пытались выжить, как могли. Пустые желудки старались наполнить тем, что можно было проглотить. В ход шло все: опустошались аптечки (пили касторку, ели вазелин), отдирали обои, чтобы добыть остатки клейстера и сварить хоть какой-то суп, резали на кусочки и варили кожаную обувь, из столярного клея готовили студень.

Несмотря на то, что немцы всеми силами пытались уничтожить Ленинград, город жил. Жил и выстоял. Блокада продолжалась 900 дней. Это самая кровопролитная, жестокая и бесчеловечная блокада за всю историю человечества. Сам город за героизм и стойкость получил почетное звание Город-Герой.

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
От усталости, шатаясь, ленинградцы,
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют в голодно-белом январе…

Много еще сражений было в этой войне. Но с каждым днем приближался  день победы.

БЕСЕДА 3. «ДЕТИ И ВОЙНА»

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.  Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Война — не место для детей

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.  Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?  Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации. Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Во время войны дети воевали, наравне со взрослыми: кто – то находился в партизанском отряде и добывал сведения о врагах, ведь маленький ребенок не вызывал подозрения у врага; кто – то жил и сражался вместе с солдатами. Таких детей называли «сын полка». Девочки работали санитарами в госпиталях.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.  Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

     Звучит аудиозапись песни  «Маленькая Валенька»( муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного).

Теперь  вы, наверное, поняли, что каждый человек независимо от возраста может быть и мужественным,  и смелым,  а самое главное  —  не бояться помочь другому  в трудный час. Вам я желаю быть именно такими,  и тогда нашу Родину никто и никогда не победит.

БЕСЕДА 4. «ПОБЕДА»

По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир. В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли.

Взятием  Берлина победоносно завершилась Великая Отечественная Война. Эта операция продолжалась целых 23 дня. Город брали с боем, враги сопротивлялись, хотя уже было понятно, что победа близка. Когда шли бои за Берлин, то так же, как в Сталинграде, пришлось сражаться за каждую улицу, за каждый дом. Бои не прекращались ни днем, ни ночью. В центре города возвышалось здание рейхстага, где заседало фашистское командование. Квартал за кварталом советские войска прорывали оборону и все ближе продвигались к рейхстагу. Прорвать сопротивление врагов было очень трудно, но советская армия сразила немцев, и в Германии был поднят штурмовой флаг, советские солдаты оставили свои подписи на стенах рейхстага.

Враг был разбит!

9 мая мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела… Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий.

Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.

Первый день мира

Душистая густая тишина,

Ни выстрел не звучит, ни взрыв.

Сегодня утром кончилась война,

И хоть кругом чужая сторона

Я чудом уцелел, я жив!

Друзей я вспомнил тех, кто никогда

Не выйдет в час рассветный на покосы

Кто не забросит в реку невода,

Кого не обдадут весною росы.

Я не хотел ни убивать, ни жечь,

Я ощущал лишь зов родной земли,

Но в памяти поклялся я сберечь Друзей,

что на чужбине полегли!

Когда наши войска после победы вернулись домой,  в Москве прошел парад Победы. Парад принимал маршал Гергий  Констатинович Жуков. Он проехал по Красной площади на белом коне. За ним шли сводные полки фронтовиков. Знаменосцы несли боевые знамена соединений и частей фронта.  Марш завершала колонна солдат, несших знамена фашистских войск. Эти знамена были брошены на специальный помост у подножия Кремля.

Прошло много лет с тех пор. О войне сложены стихи, песни, сняты фильмы, написаны книги. В них рассказано о событиях и людях войны, а в людских сердцах навсегда сохранилась память о тех героях, которые отдали жизни за великую победу.

     Звучит аудиозапись песни  «День Победы», муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов)

Примечание: после бесед предложить детям дидактические игры для закрепления представлений об истории России.

Словесная дидактическая игра «Назови качества героя»

Задачи: содействовать воспитанию  интереса и уважения к историческому прошлому России, создавать условия для обогащения словарного запаса.

Ход игры: Участники, стоя в кругу, предают друг другу звезду героя и называют личностные качества: смелый, отважный, мужественный, ответственный, сильный, храбрый, решительный и т. д.

Дидактическая игра «Раньше и теперь»

Задачи: содействовать обогащению  представлений детей об истории России и укладе жизни наших предков; знакомить детей с предметами старины; содействовать воспитанию  интереса к прошлому нашей страны;   создавать условия для развития речи, логического мышления дошкольников.

Оборудование: 10 карт формата А4 с изображением предметов старины и современного мира; картонные кружочки диаметром 4 см двух цветов: синие и красные.

Ход игры: играют от 2 до 10 игроков. У каждого игрока по одной большой карте с изображением предметов старины и предметов современного мира; картонные кружочки двух цветов. Роль ведущего выполняет воспитатель. Детям предлагается закрыть красными кружками картинки с изображением предметов современной жизни; синими кружками закрыть картинки с изображением предметов старины. Рассмотреть предметы современного мира, изображенные на открытых картинках; дать им правильное название и объяснить их назначение.

Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Задачи:   содействовать обогащению представлений  детей о разных родах войск Российской армии;  об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; содействовать воспитанию чувства гордости за защитников Отечества; создавать условия для развития  речи,  мыслительных процессов.

Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.).

Ход игры:  в игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.

Дидактическая игра «Великие люди России»

Задачи: содействовать обогащению представлений  детей о великих соотечественниках; создавать условия для   воспитания интереса и уважения к историческому прошлому России, гордости за великих соотечественников и их достижения;   создавать условия для  развития речи и логического мышления дошкольников.

Оборудование: 11 карточек (25×20 см) разного цвета, на которых в центре изображены портреты: А.В. Суворова, М. И. Кутузова, И. Н. Кожедуба, А. П. Маресьева, А.М.Матросова. Под каждым портретом — по 3 свободных белых кружка.

Ход игры: В игре могут принимать участие до 11 детей. Воспитатель раздает большие карты, на которых изображены портреты великих людей. Показывает детям маленькие карточки-кружочки, где нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности. Воспитатель предлагает детям определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Ребенок, который правильно ответил на вопрос, забирает карточку себе и закрывает ею кружок под портретом. Игра продолжается до тех пор, пока все кружки на картах не будут закрыты.

 

Используемые источники:

  1. «Дошкольная педагогика» № 3 (60) /апрель/ 2010
  2. Рассказы о войне/ Сост. М. В. Юдаева —  М.: Издательство «Самовар», 2014
  3. Т. А. Шорыгина Беседы о Великой Отечественной войне, — М.: ТЦ «Сфера», 2018
  4. moiarussia.ru
  5. cildage.ru
  6. ped-kopilka.ru
  7. мир-детей. дети
Цикл бесед о Великой Отечественной войне (старший дошкольный возраст)