ВЫПУСК 3

Среднее профессиональное образование в свете требований новых ФГОС: гипотезы, дискуссии и размышления

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

55
Автор: Вера Васильевна Исаева, воспитатель-эколог МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 Городского округа города Выкса
Категория: Воспитательная работа

На современном этапе развития нашего общества, когда в процессе жизненной и хозяйственной деятельности человека нарушаются взаимосвязи с природой, огромное значение имеет экологическое воспитание подрастающего поколения и неоспорим тот факт, что заложенные в детстве знания и экологические навыки определяют в дальнейшем действия человека в окружающем мире.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, мы выбрали экологическое воспитание дошкольников. Наше дошкольное учреждение поставило перед собой  следующие задачи:

-воспитание начал экологической культуры у детей;

-развитие экологического сознания;

-формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Для решения задач экологического воспитания мы выбрали программу «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

Над проблемой экологического воспитания  я работаю с 1998 года. В своей работе стараюсь использовать весь арсенал доступных средств, которые условно можно разделить на три направления:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность.
  2. Совместная деятельность с детьми.
  3. Самостоятельная деятельность детей.

Первый шаг на пути экологического воспитания дошкольников – это создание необходимых условий для этой работы. В нашем  ДОУ есть такие условия. Это территория ДОУ, природные уголки в группах, комната природы, огород, сад, цветники, экологическая тропа.

Основная работа по экологическому воспитанию детей проводится в комнате природы. Она включает в себя зимний сад: здесь есть животные, птицы, растения,  фонтан, скамейки для отдыха, мини лаборатория, где есть материал для исследовательской деятельности: лупы, микроскоп, термометры, пробирки, магниты, песочные часы, бинокль, материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, магниты, комплекты для игр с водой, песком и т. д).

(Приложение1). Условия, в которых содержатся  животные и птицы, максимально приближены к естественной среде обитания. В таких условиях  животные лучше себя чувствуют. Дети получают возможность наблюдать за морской свинкой, хомяком, черепахой, попугаями. Узнают об условиях  их существования, сравнивают, находят отличия и сходство.

На все живые объекты и растения я завела паспорта, где указаны их места обитания, правила содержания и кормления. Конечно, нельзя  не сказать о растениях. Крупные растения: фикусы, пальма, а также необходимые по программе комнатные растения составляют красивый фон комнаты природы и являются хорошими объектами для изучения их детьми.

В комнате природы на подоконнике разместила «огород на окне» (Приложение 2). «Огород на окне» задействован в течение всего года. Осенью и зимой выращиваем с детьми зеленый лук, петрушку, укроп. В отдельных ящиках сеем овес для птиц и животных. У нас имеется опыт выращивания  скороспелых сортов томатов, огурцов, перца. На этих культурах дети прослеживают рост растений от семени до семени, учатся понимать, какую важную роль играют условия, делают зарисовки наблюдений. В комнате природы есть  дидактические пособия, картины из серии «Дикие и домашние животные», глобус, географическая карта, дидактические игры, материал для исследовательской деятельности, гербарии растений, коллекции камней, семян деревьев, ягод, цветов и другое.

В комнате природы проходит непосредственно образовательная деятельность детей, начиная с 3 лет.

Во время НОД дети отправляются в различные путешествия, ищут клад, опускаются на дно морское, помогают бабушке, дружат с цветами и т.п.

Я стараюсь использовать метод игровых обучающих ситуаций. Так на НОД присутствуют литературные персонажи: Чебурашка, Чипполино или Незнайка. Они постоянно что – то путают, все делают неправильно, а дети доказывают им, что они не правы. И дети, осознавая, что они знают больше наших героев, приходят в восторг.
Такие приемы позволяют НОД превратить в увлекательную игру. А в игре, как известно, ребенок развивается.   

Важное значение в экологическом воспитании детей  придаю проведению наблюдений. Я разработала циклы наблюдений за растениями и животными на участке детского сада, за сезонными изменениями в природе.
(«Наблюдение за березой», «Наблюдение за птицами», «Наблюдение за бабочкой», «Наблюдение за собакой», «Наблюдение за кошкой» и т. д.). Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и, особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать, рассмотреть. Эта работа развивает наблюдательность детей, побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивает логическое мышление, разговорную речь ребенка. Большую роль в   экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет, на мой  взгляд, работа с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их взаимосвязь.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа.  Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Создавая экологическую тропу, мы использовали как можно больше природных объектов. Это деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы, имеется старый пень,  муравейник, скопление  насекомых «солдатиков», полянка с лекарственными растениями: ромашка, тысячелистник, крапива и обитающие на ней разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, пчелы. На  деревьях  повесили скворечники, на высоких березах вороны сделали гнезда. Есть беседки для отдыха. Очень радуют глаз цветущие растения на клумбах. Дети ухаживают за цветами: поливают, рыхлят почву, пропалывают сорняки (Приложение3). На примере сорняков объясняла многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества, с этой целью на тропе оставила небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, я наглядно показала детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняла  правила поведения на отдыхе. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки  с детьми для непосредственно-образовательной деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз в разные сезоны. На тропе проводила наблюдения, игры, экскурсии. Свои впечатления об увиденном дети выражали в подвижных играх, в художественном творчестве. Есть у нас и хозяин экологической тропы – Старичок-лесовичок.

Особая роль в ознакомлении дошкольников с природой принадлежит экскурсиям. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями. Во время экскурсий дошкольники  познают мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечают взаимосвязь явлений. Я убедилась, что чем удачнее была проведена экскурсия, чем больше она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать увиденное и пережитое в игре, в художественном творчестве. Цели проводимых мною экскурсий самые различные. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений,   полученных ранее, в других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями.

Экскурсии за пределы детского сада я провожу, начиная со средней группы. Определяя место,  выбираю наилучший путь к нему – не утомительный,  и не отвлекающий детей от намеченной цели. Как бы ни было знакомо место экскурсии,  за день обязательно осматриваю его. Провожу экскурсии в парк, лес,  на луг, в лесопосадку, к водоему. Увиденное на экскурсиях дети отражают в своих рисунках.

Проводя экскурсии, всегда  уделяю особое внимание природоохранному аспекту, отмечаю положительное и отрицательное влияние человека на природу (вытоптанные и выжженные кострищами участки, замусоренную зону, сломанные ветки деревьев), вместе с ребятами стараемся найти пути решения проблемы. Во время этих экскурсий дети учатся видеть, понимать природу, начинают осознавать, какая опасность может грозить животным и растениям в современном мире, почему необходимо их беречь и охранять. Наши дети хорошо знают правила поведения в природе, но не все могут их соблюдать, дети часто не отдают отчет своим действиям.
Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, могут сорвать  растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому я стараюсь не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и научить ориентироваться в окружающей природной среде — в нашем общем доме и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями — животными и растениями.

Большая роль отводится экологическим праздникам. Уже не первый год в нашем дошкольном учреждении проводится Всемирный экологический праздник – День Земли, в котором принимают участие сотрудники, воспитанники детского сада, родители.

(Приложение 4). Основной целью этого мероприятия  является развитие инициативы в природоохранной деятельности, экологическое просвещение и, конечно, приобщение родителей к благоустройству и озеленению территории детского сада. А также углубление экологических знаний у детей, воспитание гуманного отношения к природе, развитие чувства ответственности за все живое на Земле и выполнение посильных «добрых дел». Подготовка к празднику начинается задолго до наступления теплых дней. Вместе с детьми разучиваем стихи, сценки, танцы, пословицы, загадки о земле, растениях и животных, проводим игры природоведческого характера. В этот день благоустраиваем территорию детского сада: копаем клумбы, сажаем цветы,  саженцы деревьев.

Провела праздники «До свидания, птицы, прилетайте к нам опять», «Прилет птиц», «Здравствуй,     лето красное», «Яблочный спас», «Волшебница вода» и другие. (Приложение 5)

Весь коллектив нашего детского сада во время праздников испытывает радость, удовольствие, чувствует единение с детьми, сотрудничество.

О птицах в ДОУ заботились всегда, и сейчас эта работа переросла в акцию. Мы ее назвали «Птичья столовая» (Приложение 6). Акция начинается с осени, со сбора семян для подкормки птиц. Активное участие в этих акциях принимают родители всех групп. Они делают кормушки, которые развешиваем на участке. За прилетающими птицами проводим наблюдения. Дети запоминают их внешний вид, названия, изучают повадки, сравнивают их. Эти наблюдения помогают воспитывать бережное отношение к птицам, чувство ответственности, доброту.

В декабре начала подготовку к акции «Зеленая ёлочка- живая иголочка». Объяснила детям, что скоро Новый год, и так уж повелось издавна, что его всегда встречают с елкой.  А после, когда она засыхает, ее выбрасывают. Раньше в России лесов было много, но с годами их вырубили, много леса  сгорело. Мы с вами можем помочь сберечь лес: нарисовать плакаты и развесить их в общественных местах (Приложение 7). Так и сделали.  Дети нарисовали плакаты, я помогла написать текст: «Не рубите елки», «Не тронь меня, я живая», «Берегите живые елки». Эти плакаты расклеили в общественных местах. В начале января прошлись с детьми по улицам и посчитали, сколько елок было выброшено, их было очень жаль.  Новый год в детском саду мы  встречаем с искусственной елью.

В мае провожу  акцию «Украсим землю цветами». Воспитатели, дети, родители сажают рассаду и семена цветов на клумбы.

Интересны досуги, которые проводятся в форме КВН, экологические игры «Знатоки природы», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Волшебное солнышко», «Что? Где? Когда?»

Увлекает работа по изготовлению «Панорамы добрых дел». Делаю ее в виде солнышка, ромашки, цветов на поляне. Размещаю их на больших листах ватмана с индивидуальными картинками детей. За каждое доброе дело ребенок получает поощрительный флажок. С введением панорамы дети стараются делать много хороших дел: вместе с родителями сажают деревья на территории д/с, высаживают рассаду цветов на клумбы, зимой подкармливают птиц.  В конце учебного года подводим итоги, награждаю детей, которые больше сделали добрых дел  в природе.

Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот все, что получилось в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

В живой природе проводила исследовательскую деятельность   по определению  потребности в воде различных растений: кактуса и бальзамина. Выяснили на примере зеленых черенков бальзамина, как протекает процесс корнеобразования в разные времена года, чтобы дать понятие «периода покоя» в жизни комнатных растений.   Как влияет на рост и внешний вид растений изменения светового режима, например, как изменяется вид

отростка бальзамина, если его  поместить в темное место (он вытягивается, листья становятся мелкими, желтеют).   В неживой природе  проводила исследования на тему «Куда уходит вода после дождя?», «Свойства воздуха», «Свойства воды», «Из чего образуется перегной?» и другие.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.      Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом, очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» — гласит китайская пословица.

Широко использую в практике экологического воспитания  метод моделирования. С детьми старшего возраста изготовили целый ряд моделей («Для чего растению нужны семена?», «Правила поведения в лесу», «Потребности растения», «Приспособление животных к зиме» и т. д.), которые воспроизводят отдельные явления, объекты природы. Моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе.

Развитие и воспитание через игру важный компонент экологического сознания – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке», «Живое-неживое», «Четвертый лишний» и т.д.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле» и другие.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Провожу такие игры, как «Наседка и цыплята»,«Солнышко и дождик»,«Овцы и волки» и т.д.

Применяю технологию ТРИЗ,  учу детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте. Начало мысли, интеллекта там, где ребенок видит противоречия. От противоречий нельзя уйти, их надо  решать. Для этого использую игру «Хорошо – плохо». Например: «Ветер — «хорошо — плохо». Хорошо – приносит прохладу, свежесть, гонит тучи, опыляет растения, разносит семена, крутит мельницу, гонит парус, дельтаплан… . Плохо – срывает шапки, ломает деревья, можно простыть, заболеть, шторм, ураган…

Веду работу со старшими детьми с дневниками наблюдений, которые разработала сама «Зимующие птицы», «Насекомые», «Растения».

Ведение «экологического дневника дошкольника» затрагивает разные виды деятельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работы с народными приметами, знакомство с художественным словом). Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности детей в ведении и заполнении дневника наблюдений за природой.

Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют  сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, часто использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А.С. Пушкина, Ф.И.Тютчева, К.Д. Ушинского, В.Бианки, Н. Сладкова, Л.Н.Толстого и других. Прочитала детям книгу В. Танасийчука «Экология в картинках».  После чтения рисовали рисунки и  изготовили самодельные книги: «Удивительная прогулка», «Где живут белые медведи?», «Морские коровы», «Где зимуют лягушки?»

Огромное значение имеет трудовая деятельность, а именно, труд в природе. В труде  воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того, формируются практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях  (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях). О животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. В комнате природы выделила рабочие места для дежурства  детей,    составила график дежурства.  В утреннее время воспитатель  направляет дежурных в комнату природы. Дети приносят из дома угощенье для питомцев: морковь, капустные листья, семечки. Оснащен уголок для дежурства: есть фартуки, совочки, опрыскиватели, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, тазики. Старшие дети сами распределяют обязанности, кто что будет делать. Один моет кормушки, накладывает корм, второй просеивает  песок, третий рыхлит

землю, поливает растения. Здесь же дети производят посев овса для животных, так как они нуждаются в витаминах, особенно зимой и весной, когда нет еще зелени.  Детям очень нравится дежурить в комнате природы – идут они туда с удовольствием, практически нет таких ребят, которые не хотели бы дежурить.

На территории нашего  ДОУ  имеется огород.(Приложение 8). Работу на огороде начали с перекопки земли. Этой работой занимались воспитатели, привлекали родителей, так как для детей  считаем эту работу трудоемкой.  Детей привлекаю к рыхлению почвы граблями. Когда земля готова к посеву, для детей начинается самая интересная работа: посев семян и высадка рассады на свои грядки. Дети младших и средних групп сажают бобы, горох, лук, фасоль, кабачки.  В старших и подготовительных группах труд организую по бригадам. Дети проводят  посадку семян моркови, огурцов, свеклы, высаживают рассаду помидоров, перца, капусты. Некоторые наблюдения за ростом и развитием растений  старшие дети заносят в дневники наблюдений. Дети зарисовывают в дневниках наблюдений все изменения, происходящие с растениями во время их роста. Это им нравится. Трудовую деятельность на огороде, цветнике проводим в утренние часы. В заключение всех посевных работ в подготовительной группе организовали праздник на огороде, где дети получили большой заряд радости и веселья.

Появились первые всходы. Работы на огороде не поубавилось. Появились первые хлопоты – прополка, рыхление, полив. Путем сравнения растений, учу детей отличать культурные растения от сорняков. Дети на огороде не только трудятся, но и отдыхают, наблюдают. Неслучайно мы расположили здесь уютные беседки.

Большую помощь  в уходе за огородом нам оказывает экологический отряд средней школы №4. Ребята помогают нам полоть, рыхлить, поливать, подкармливать растения, разбивать цветники.

Главная задача – довести до сознания детей заповедь: «Я часть природы. Не нанеси вреда природе». К этому призываю всех воспитателей, так как это качество следует воспитывать у детей

Каждый год наше ДОУ принимает участие в городской выставке «Дары природы», часто занимаем призовые места, получаем грамоты.

В детском саду организовали выставки поделок из бросового материала «Дадим новую жизнь старым вещам», «Веселый снеговик», «Зеленая красавица»и другие (Приложение 9). Родители вместе с детьми сделали очень оригинальные и интересные поделки. Конкурс на лучший осенний букет. Выставка поделок из природного материала.  Проходят у нас и фотовыставки «Мои любимые животные», «Наедине с природой», «Зимние забавы».

Выставки детских работ «Золотая осень», «Осенние мотивы», «Зимушка – зима» (Приложение 10), «Весна-красна» (рисунки, коллажи, аппликация).  с целью побудить  родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям предоставить  положительный опыт семейного воспитания. Участие в выставках способствует появлению новых интересов, увлечений, сплачиванию семьи, выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми и родителями.

Нас окружают интересные природные объекты: деревья, трава, насекомые, птицы, камни и т. д. Стараемся изучать их  в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности помогает детям осознать значение природы, они получают опыт в природоохранной деятельности. Участники проекта получают новые знания, приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

С детьми подготовительной группы создали проект «Экологическая тропа на территории детского сада», проект «Растем вместе», проект «Лекарственные растения», «Птичья столовая», «Красная книга Нижегородской области».

Очень помогают в работе смотры-конкурсы: на лучший уголок природы, на лучший участок, на лучшую клумбу.  В  детском саду выбирается комиссия по подведению итогов конкурсов, состоящая из администрации, воспитателей.

Главное в этой работе – гласность. Победителей конкурсов поздравляем на производственных собраниях, поощряем.

Тесно  веду работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная  задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей  использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Работу  провожу в двух направлениях:
педагог—родитель;
педагог—ребенок—родитель.
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Но традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания,  пришла к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет разрабатывала проекты собраний в форме дискуссий, КВН, творческих встреч

Преемственность со школой — одно из важных направлений в нашей работе. Ученики начальных классов МБОУ СОШ №4 частые гости в нашей комнате природы, поскольку таких условий в школе нет. Учителя посещают  НОД, а мы ходим на уроки природоведения. Проводили совместный КВН “Знатоки родной природы ”, экологическую игру «Что? Где? Когда?», где дошкольники показали знания о родном крае не меньше школьников. Школьники на уроках технологии сделали скворечники, кормушки для птиц. Ребята из экологического  отряда помогают летом ухаживать за огородом, цветниками, участвуют в посадке деревьев на территории ДОУ.

Считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:  дети научились видеть интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, понимать зависимость живых и неживых объектов природы, их взаимосвязь, стали добрее, научились сочувствовать, радоваться, волноваться.

Я планирую продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников, потому что понимаю, что такая работа необходима в наше время, когда планета Земля действительно находится в опасности. И кто знает, может именно воспитанники нашего детского сада помогут ее остаться цветущей и голубой.

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим , чтоб земля расцветала

И росли, как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

     Список литературы:

  1. Белоусова Р.Ю.,Пономарева О.А. Теория и практика использования метода моделирования в экологическом воспитании старших дошкольников: методическое пособие. Нижний Новгород,- 2007г.-86 с.
  2. Дыбина О.В.Неизведанное рядом.- М., 2004 .
  3. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.-Волгоград: Учитель,2009,- 232с.
  4. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. Москва. 1993.
  5. НиколаеваС.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Москва.Просвещение.2002.- 144с.
  6. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства.- Пермь, 1992
  7. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Москва. 1993
  8. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112с.
  9. Порхунова В,В. Планирование эколого-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии гос. Службы, 2004. – 108 с.
  10. Посылкина Р.Ю., Николаева Л.И. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие.- Н. Новгород, 2002.- 89с.
  11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.-128с.
  12. Интернет источники.

Приложения для Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста